Дистанционная работа с дошкольниками и их родителями на тему«Весна»
Тема «Домашние птицы»
Дети должны знать:
- понятие «домашние птицы»;
- как называется помещение, где живут домашние птицы;
- чем эти птицы питаются;
- название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
- о пользе домашних птиц для человека;
- для чего люди разводят домашних птиц;
Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Дидактические игры и упражнения.
- Игра «Назови ласково»
Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:
Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.
- Игра «Собери семью»
Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.
Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.
Ход игры:
Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.
Логопед говорит: "Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?" Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.
у утки - утенок, у гусыни - ..., у индюшки - ..., у курицы - ... .
- Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи… - Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.
Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
у человека - дети, а у птиц - птенцы.
у человека - нос, а у птицы - . . .
у животных - шерсть, а у птиц - . . .
у кошки - лапы, а у птиц - . . .
- Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит. - Игра «Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак. - Игра «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу. - Игра «Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат. - Игра «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки. - Игра «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше. - Игра «Кого не стало?».
Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.
Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»
- Игра «Какое слово не подходит?»
Цель: Развитие слухового внимания.
Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.
Индюк, индеец, индейка, индюшата.
- Упражнение «Кто лишний?»
Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.
Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.
Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.
Индюк, утка, клёст, гусыня.
Синица, утка, индюк, петух.
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
- Упражнение «Запомни слова»
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Например:
Петушок, курица, цыпленок, цыплята..
Гусь, индюк, петух, утка...
- Игра «Исправь ошибку»
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления
Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.
У утки - гусята, у индюшки - цыплята,
у курицы - утята, у гусыни - индюшата.
- Игра: «Закрытая картинка»
Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.
Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».
- Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?
- У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?
- У неё крылья Заострённые? Закруглённые?
После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.
- Игра «Угадай кто это?»
Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать
загадки по опорным словам.
Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).
Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).
Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).
Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)
Кря-кря- ищу червя! (утка).
- Игра «Какая домашняя птица?»
Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.
Ход игры: Кудахчет - ..., кукарекает- ..., крякает - ..., гогочет - ...
- Игра «Кто как передвигается?»
Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.
Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: "Кто как передвигается?
Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…
Развитие общих речевых навыков.
Стихотворение «Курица с цыплятами»
Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения
Ход:
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”
Наши уточки с утра -
Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)
Наши гуси у пруда -
Га - га - га ! Га - га - га !(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)
Наши курочки в окно-
Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)
А как Петя - петушок
Ранним - рано поутру
Нам споет : ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)
Диалог «Курочка-рябушка»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
- Курочка-рябушка, куда ты идёшь?
- На речку.
- Курочка-рябушка, за чем идёшь?
- За водой.
- Курочка-рябушка, зачем тебе вода?
- Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!
Пальчиковая гимнастика.
Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого , а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
« Пи-пи-пи!»-
« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Игра “Гусь”
(кумыкская народная песенка)
- Где ладошка? Тут?
- Тут.
- На ладошке пруд?
- Пруд.
- Палец большой –
Это гусь молодой.
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Этот палец суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда - в живот!
Вот!
Игра “УТОЧКА”
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого,( Загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого.( Загибают указательный палец.)
Игра «Сколько было утят в стае?»
Как-то летним вечерком
Утята стаей шли гуськом.
Шли они на пруд купаться,
Порезвиться, поплескаться.
Первый среди них – вожак.
Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»
У трёх других утят
Спинки жёлтые блестят.
А последний поотстал.
Очевидно, он устал.
Из травы высокой вдруг,
Вызвав у утят испуг,
Ещё двое выбегают,
Место в стае занимают.
Ну-ка быстро сосчитаем:
Сколько было утят в стае?
Загадки.
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня ... (цыплёнок).
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)
Тема: «Перелётные птицы»
Физкультминутка
Цапля
Цапля ходит по воде
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Пальчиковая гимнастика
Перелетные птицы Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. Все растаяли вдали Аист, цапли, журавли | Машем руками Ладонь «козырьком» ко лбу Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
Дыхательная гимнастика
«Перышко» (дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…)
«Аист» Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш...». Так же - с другой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз.
«Гуси летят» Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.
Развитие артикуляционной моторики.
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
Упражнения для щек и губ. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка - «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.
«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Развитие мимических мышц.
Осенью вы прощались с птицами, (Грустно). Изобразить голодных птиц в морозный день. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их. Грустное, жалостливое лицо). Скворец попался в лапы кошке. (Страх) Птицы вернулись из теплых стран. (Радость)
Рассказ о птицах
В природе существует большое разнообразии птиц. Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Расскажите детям о перелетных птицах.
Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.
Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?
Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.
Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.
Побеседовать о том, какую пользу приносят перелётные птицы.
Существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, перо, крылья, клюв, голова, тело, лапы, глаза
Назвать и показать части тела птицы:
- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением. У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.
У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь, дрозд, чиж, стриж.
Игра «Добавь слово»
У человека квартира, а у птицы … гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы … перья.
У человека нос, а у птицы … клюв.
У человека руки, а у птицы … крылья.
У человека ноги, а у птицы … лапки.
У человека ребенок, а у птицы … птенец.
Игра «Назови детёныша птицы»
грач – грачонок – грачата
аист - аистёнок - аистята
журавль - журавлёнок - журавлята
кукушка - кукушонок - кукушата
скворец - скворчонок - скворчата
утка — утенок - утята
гусь - гусёнок - гусята
Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
- У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?
крыло – крылышко крылья – крылышки птенец – птенчик
перо – перышко голова – головка шея – шейка
ноги – ножки лапы – лапки клюв – клювик
глаз – глазик глаза – глазки, птенец – птенчик
хвост – хвостик гнездо – гнездышко кукушка – кукушечка
Упражнение «Один — много» (на употребление существительных множественного числа в родительном падеже)
он грач – они грачи - много грачей
он стриж – они … - много …
он аист – они … - много аистов
он скворец они… - много…
она ласточка – они ласточки - много …ласточек
она кукушка – они … - много …кукушек
Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):
лебедь – нет лебедя скворечник — … птица — … грач — … журавль — … соловей — … перо – … аист — … клюв — …
Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.
Один соловей — два соловья — пять соловьев
одна кукушка — две кукушки — пять кукушек
один скворец – два скворца – пять скворцов
(аист, грач, журавль)
Игра «Закончи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках ....
В гнезде птенец, а в гнездах — ....
На дворе дерево, а в лесу — ....
Упражнение «Нелепицы»
- Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда. Дети сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке.
Развитие логического мышления: Ласточки улетают на юг раньше, чем журавли. Какие птицы улетают первыми? Какие – вторыми? Кто за кем?
Прилагательные: перелетная, длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.
Упражнение «Какая птица?» (подбор слов-признаков)
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-…(маленький, голосистый)
Игра «Чем питаются птицы» (образование формы творительного падежа существительных)
Перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами), червяками, ягодами;
Журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой.
Игра «Из двух – одно» (образование сложных прилагательных).
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – (длинноногая).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – (красноклювый)
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки длинный хвост. Она... (длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (длинношеей.)
Если у утки плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)
Если у утки лапы с перепонками. Значит они.... (перепончатые)
Игра «Чьи крылья?»
У журавля – журавлиные У гуся - …
У грача - … У соловья - …
Игра «Исправь ошибку». (развитие пространственного восприятия).
У цапли впереди хвост.
У грача сзади клюв.
У ласточки вверху лапы.
У кукушки внизу крылья.
У утки сбоку хвост.
Закончи предложение словами (длинноногий журавль)
В поле я увидел ... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за ... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный ... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к ... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе ... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о ... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать ... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к ... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за ... (длинноногим журавлем).
Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.
Игра «Что может делать птица?»
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
Игра «Кого много в лесу?» (словоизменение)
- В лесу много скворцов. (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, жаворонок, кукушка)
Одна птица, а много… (птиц). Один птенец, а много (птенцов).
Одно гнездо, а много (гнёзд). Один грач, а много…(грачей).
Один лебедь, а много…(лебедей). Одна утка, а много…(уток).
Один жаворонок, а много… (жаворонков). Один гусь, а много…(гусей).
Один скворец, а много… (скворцов).
(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).
Упражнение «Скажи правильно» (использование глаголов в единственном и множественном числе)
Птица улетает, а птицы ... (улетаЮТ)
(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)
Игра «4 лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)
Ворона, воробей, ласточка, голубь
Скворец, грач, голубь, аист
Индюк, лебедь, петух, гусь.
Кукушка, соловей, грач, курица.
Игра «Что делает птица» (на доске: гнездо, птица)
Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.
Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.
Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.
Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей (поёт)
Ласточка… (щебечет)
Гусь … (гагочет)
Журавль… (курлычет)
Кукушка… (кукует)
Утка (крякает)
Игра «Улетает – не улетает».
Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, какая она – перелётная или зимующая: воробей, ласточка, голубь, снегирь, аист, соловей, дятел, скворец, грач, глухарь, ворона, журавль, лебедь, кукушка, синица, утка…
Игра «Сколько птичек улетело? »(цифры 1, 2, 5)
- Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько птиц улетело? » Ответь полным предложением.
Образец: Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.
Улетел 1 лебедь, а потом еще 5 лебедей.
Игра «Найди гнездо каждой птицы» (развитие слоговой структуры слова)
«Отхлопать» название птицы, сосчитать количество слогов (1 слог : грач, гусь;
2 слога: чай-ка, ут-ка, а-ист, ле-бедь; 3 слога: ку-куш-ка, лас-точ-ка)
Прослушай текст. Ответь на вопросы.
Улетают журавли (И. С. Соколов—Микитов)
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли.
Высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
• Куда и когда улетают журавли?
• Когда журавли прилетают обратно?
• Где летят журавли?
Составление описательного рассказа по образцу: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
Составление описательного рассказа по мнемотаблице:
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
Отгадывание загадок по теме «Перелётные птицы»
Загадки
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)
Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец...
Как зовут его? ... (Скворец)
Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица. (Ласточка)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали...
Кто скажите? ... (Журавли)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - ..(Утка)
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких -
Красные ботинки. (Утенок)
В ледяной воде болота
Целый вечер бродит кто-то,
И не холодно ни капли
Долговязой грустной … (Цапле)
Тема: Весна
Поговорите с ребенком о признаках весны. Ранней весной солнце начинает прогревать почву, снег тает, на реках начинается ледоход. На кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Весной возвращаются перелетные птицы, все птицы весной вьют гнезда, где высиживают птенцов. Просыпаются насекомые и их личинки. Поздняя весна наступает в мае, это пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Солнышко пригревает все ярче, идут весенние дожди. Скоро лето…
Игра «Расскажи что происходит в природе весной»
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.
Игра «Назови ласково»
Солнце-солнышко, лужа- лужица
Дождь — луг —
Цветок — земля-
Облако — роща-
Птица — вода-
Птенец — дерево-
Жук — ветка-
Гнездо- капля —
Трава — росток —
Лист — ручей —
Игра «Один- много»
Гнездо – гнезда перо — перо-
Дерево- птенец — детеныш —
Ветка- лист- зверь —
Почка- песня- цветок —
Игра «Весной бывает – не бывает»
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
Пальчиковая игра «Весна»
К нам весна лишь заглянула
(потянуть руки вперед)
В снег ладошку окунула
(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвел там нежный
(руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник
(пальцы раскрываются, словно подснежник)
Составить короткий рассказ о весне.
Какое время года наступило? Назови весенние месяцы (для старших дошкольников и младших школьников)
Какое солнце весной? Что происходит весной со снегом?
Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
Что происходит с птицами и животными?
Какой труд выполняют люди весной?
Нравится ли тебе весна? Почему?
Тема «Цветы»
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.
ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:
Один цветок, два цветка,…, пять цветков…
Одна фиалка, две фиалки,…, пять фиалок…
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Подснежник – первый, белый, нежный…
Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
Листья - …
Мимоза - …
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Цветы можно – сажать, срывать, поливать…
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:
Название.
Строение.
Где растет.
Способы ухода.
Для чего нужны цветы.
Прочитать или выучить стихотворения:
«Одуванчик»
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Е. Серова)
«Мать-и-мачеха»
Золотые лепестки, Хрупкий стебелек.
Распустился у реки Солнечный цветок.
Только тучка набежала, Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках - Круглые комочки. (Н. Нищева)
«Ромашка»
На ромашку, как на балерину,
Издали любуется лесок.
У неё на лепестки накинут
Паутинки лёгкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы —осень настаёт.
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и — цветёт (Т. Велозёров)
«Фиалка»
На солнечной опушке
Фиалка расцвела —
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет. ( Е. Серова)
«Василек»
Как чиста в колхозе рожь —
Василек едва найдешь.
Всем бы ты, цветок, хорош,
Но зачем ты портишь рожь?
Приходи-ка лучше в сад,
Вот обрадуешь ребят! (Е. Серова)
Д/И «Назови ласково»:
Ромашка – ромашечка, гвоздика – гвоздичка, цветок – цветочек, лист – листочек …
Д/И «Скажи про один – скажи про много»:
Ландыш – ландыши, незабудка – .., ромашка – …, василек – …, гвоздика – …, колокольчик – …, одуванчик –…, подснежник - …
Д/И «Подбери признак»:
Одуванчик (какой?) – желтый, крупный, яркий…Цветы мать – и – мачехи (какие?) – мелкие, желтые, …Цветы незабудки (какие?) – голубые, красивые, нежные …
Д/И « Какой, какие?»:
Цветок растет в лесу – лесной, в саду – садовый, в поле – полевой, на лугу - луговой;
Расцветают цветы весной – весенние, летом – летние, осенью – осенние.
Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Одуванчик (какой?) ...
Незабудки (какие?) ...
Мать-и-мачеха (какая?) ...
Ландыш (какой?) ...
Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Одна незабудка - много незабудок.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много ...
Пальчиковая гимнастика
Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол)
Только солнышко взойдёт –
Наш цветочек расцветёт.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
На два больше лепестка.
(Поочерёдное соединение подушечек пальцев обеих рук (мизинчик с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д. ) на каждый ударный слог. Ладони не касаются друг друга)
Цветы растут везде:
Если они растут в саду, то они называются ….садовые.
Если на лугу - … луговые.
Если в лесу - …лесные.
Если в поле - …полевые.
Если в комнате - …комнатные.
Если в воде - … водяные.
Если в горах - …горные.
Если цветы нужны для лекарства - …лекарственные.
У всех цветов есть:
Корень, стебелёк, листочки, бутон, лепестки.
Почему у всех цветов разные названия:
Подснежник – под снегом растёт;
Незабудки – не забывают их;
Чистотел – чистит тело;
Подорожник – растёт у дороги;
Ноготки – похож на ногти;
Тысячелистник – у этого цветочка тысяча листочков;
Медуница – цветочек несёт мёд;
Мать-и-мачеха – листочки мягкие с одной стороны, как мама,
с другой стороны - жесткий листочек, как мачеха.
Одуванчик – его можно сдуть.
Чистоговорка:
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
О каком же цветочке эта чистоговорка?
Правильно, про одуванчик. Как вы отгадали? – правильно, шарик.
Физминутки:
«Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
«Раз — цветок, два — цветок»
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок, два — цветок.
А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)
«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
«Наши алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.
«Подснежник».
( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз цветы вы опустите,
И опять на них взгляните.
Цветок вправо,
Цветок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Цветок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
И команды выполняйте.
«КОЛОКОЛЬЧИКИ» (пальчиковая гимнастика)
В прятки пальчики играют
Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают,
Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки
Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
Круговые движения кистями.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты?
Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.
Общеразвивающие упражнения.
1. Цветочки ото сна проснулись и прямо к солнцу потянулись.
И. п. основная стойка, цветы перед грудью.
1- руки с цветами вверх и подняться на носочки.
2 – вернуться в и.п.
2.Вдруг подул ветерок, наклонил наш стебелек
В одну сторону, в другую сторону.
И.п. ноги на ширине плеч, цветы над головой.
1- наклон туловища вправо (влево).
2 – вернуться в и.п.
3. Ветерок не утихает, стебелек назад наклоняет.
И. п. основная стойка, цветы отпущены вниз.
1- руки с цветами поднять вверх, отвести назад правую (левую) ногу.
2 – вернуться в и.п.
4.Наши нежные цветки наклонились до земли. (Наклоны)
И. п. ноги на ширине плеч, руки перед грудью.
1- наклониться вниз, коснуться цветами пола.
2 – вернуться в и.п.
4. Аккуратнее приседаем и цветочки не роняем (приседание)
И. п. основная стойка, руки опущены вниз.
1-присесть на носочки, прямые руки вытянуть вперед.
2- вернуться в и.п.
5. На поляну дети сели и на ножки посмотрели.
Ноги вместе, спину выпрямили, цветы перед грудью
Стебель наклони до носочка ты слегка вот зарядка для цветка.
И.п. сидя на полу, ноги вместе, цветы перед грудью.
1- наклоны туловища вперед, коснуться цветами носочков ног.
2- вернуться в и.п.
6.Вот цветочки все устали лепестки позакрывали.
И. п. сидя на полу, ноги вместе цветы на коленях.
1 – ноги согнуть в коленях, подтянуть их к груди обхватив колени руками.
2- вернуться в и.п.
Дыхательная гимнастика
«Одуванчик».
Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.
«Цветочки».
Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся).
Дидактические игры:
«Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
ХОД игры: Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Мы несли грибы в корзине
И еще цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назывался... (василёк).
Поле, словно в желтых волнах.
Здесь растет цветок... (подсолнух).
Поворачивает ловко
Он за солнышком головку.
Мы сплетем веночки летом
Для Оксаны, Маши, Светы,
Для Аленки, двух Наташек.
Все веночки из... (ромашек).
Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые... (незабудки).
«Три цветка»
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование
относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
ХОД игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных полевых цветков. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Например: колокольчик лежит между ромашкой и одуванчиком.
Или: василёк — справа от колокольчика и слева от незабудки и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Игра «Цветочная полянка»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились на цветочной полянке.
Например:
Полянка, на которой растут ромашки (какая?) ромашковая.
Полянка, на которой растут васильки (какая?) ...
Полянка, на которой растут колокольчики (какая?) ...
Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) ...
Игра «Букет»
Цели: развивать грамматический строй речи (согласование существительного с числительным), активизировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
Ход игры. Воспитатель читает текст, показывая в ходе рассказа картинку с изображением соответствующего цветка, дети дополняют рассказ. Затем воспитатель читает дополненный текст второй раз, а дети пересказывают.
Как-то летом Дашенька пошла гулять с подружками. Девочки набрели на полянку, полную самых разных цветов. Чего здесь только не было: и ромашки, и незабудки, и васильки... Девочки плели из цветов венки, а Даша решила собрать букет для бабушки. Букет получился красивым и пышным. В нём были: три... (василька), пять... (ромашек), четыре... (незабудки), два... (мака) и семь... (колокольчиков).
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Например:
Ко-ло-коль-чик—четыре; о-ду-ван-чик—четыре, ро-маш-ка —
три; ва-си-лёк — три...
Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
(по типу игры «Я знаю пять имен»)
Задачи:
— закреплять знания о луговых и садовых цветах;
— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;
— сочетать существительное с числительным;
— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
* * *
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)
Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.
НЕЗАБУДКА (подвижная)
Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.
Текст для пересказа
«Любитель цветов»
Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному. Ребята в лесу собирают цветы. Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи. И рябчик туда же: ива цветёт он на иве, черника и голубика — он к ним. Зацветут незабудки — не забудет и незабудки.
Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи. Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них — расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и нектар, и сок.
А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.
Все любят цветы. Только каждый по- своему. Н. Сладков
Вопросы:
Почему весной все рады цветам?
Что делают ребята в лесу?
Кто спешит на первые цветы?
Что делают ребята из цветов?
Чем пчёлы и бабочки угощаются на цветах?
Какие цветы любит рябчик?
Загадки
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (одуванчик)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (ландыш)
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо …(василек)
Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед.
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками … (розы)
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка (одуванчик)
Стоит малый в шляпке алой,
И пригожий, и удалый.
Но недолог алый цвет:
Ветер дунул – шляпы нет. (мак)
Кто живет весной
С желтой головой?
Солнце ярче светит –
Голова белеет,
Ветер налетает –
Пух с нее срывает. (одуванчик)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделен,
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета. (колокольчик)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)
Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас назло морозу
В марте продают… (мимозу)
Я похож на ромашку,
Только в желтенькой рубашке,
Я на клумбе невысок,
Называюсь … (ноготок)
Он стоит на ножке длинной,
Будто в пачке балерина.
Как букет, цветок один –
Темно-красный …(георгин)
На лугу и в поле
Мы ее встречаем,
Лепесточки белые
Мы на ней считаем.
Сердцевина желтая
У цветка того,
Будто крошка-солнышко
Забралось в него. (ромашка)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (колокольчик)
Белые горошки
На зеленой ножке. (ландыш)
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет. (подснежник)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями. (гвоздики)
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется… (незабудкой)
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется…(подснежник)
Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой!
И шапка долой. (одуванчик)