Цель:
- Отрабатывать различение звуков в слогах.
- Учить детей дифференцировать звуки [с]-[з].
- Закреплять понятия «слог».
- Развивать фонематическое восприятие у детей.
- Учить детей:- слушать ответ товарища
- дополнять ответ товарища
Задачи:
- Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с]-[з].
- Закрепление написание букв с-з.
- Закрепление навыка анализа и синтеза в слогах.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук
- Формировать навык самоконтроля и самооценки через умение слушать ответ товарища.
Оборудование: музыка, снеговик, заяц, графическая артикуляция звуков [с],[з], чистоговорки, мяч среднего размера для игры «Эхо»; синий цветной карандаш, таблички слогов-слов.
Ход занятия.
1.Организационный момент: — Здравствуйте. Прочитаем все вместе шёпотом слова на плакате.(играет, тихая, спокойная музыка)
Мы будем заниматься,
Мы будем все стараться,
Звуки чётко говорить,
Думать, не спешить.
2. -Что вы видите? (снеговика). – Снеговик нам принёс что-то? (букву с)
-Как мы докажем, что это буква?(мы её видим, пишем) -Молодцы, Гена сейчас эту букву назовёт, слышим мы звук[cccccccccccccc].(слышим, произносим)
Вывешивается артикуляция звукf [с] в графическом изображении, характеристика звука [с] , обозначение цветовым символом. ( Рот улыбается, губы раздвигаются, зубы – «заборчиком», между зубами маленькая щель, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя скользит по середине языка. Произнесите звук [с] протяжно, долго. Воздушная струя выходит сильная, холодная. Голосовые связки отдыхают. Это глухой звук.
-Молодцы. Вы правильно охарактеризовали твердый, глухой звук[с], добавляем к нему синие наушники
-Посмотрите, к нам в гости прибежал Зайка. У Зайки в руках что? (буква з) Вывешивается артикуляция звуков [з]в графическом изображении, характеристика звуков [з].
-Молодцы. Вы правильно охарактеризовали твердый, звонкий звук[з], добавляем к нему синий колокольчик
-Ребята, посмотрите (показ. картинку) из большого крана льется вода, как она льется? (Дети: с-с-с) -Ребята, вот летит большой комар. Спойте песенку большого комара.( Дети:з-з-з)
2. СВыведение темы занятия вместе с детьми.- Какие пары звуков по твёрдости мы можем объединить? (звуки [с]-[з], произносим их твёрдо)–Молодцы, сегодня на занятии мы с вами будем различать парные согласные с-з
.- Снеговик добавил букву о, кто может прочитать, что получилось у него(правильно слог СА), это гласная и согласная буква, написанные рядом.) –Две согласные могут быть слогом?( нет, в образовании слога участвует гласная.)
— Открываем тетради, записываем число, тему урока: Дифференциация с-з.
Если буква с написана рядом с гласными(записывают в тетради): а, о, ы, э, у,Это гласные первого ряда, то получаются?? Правильно слоги. Кто прочитает эти слоги, читают получившиеся слоги из тетради, Что мы слышим? Во всех слогах есть звук [cccccccccc] Слышим его твердо, красим его синим карандашом.
Физминутка.
Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).
Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх)
Игра «Эхо»(устно).( с мячом)
— Я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть вам слоги [c] , кидать мяч вам , а вы их «возвратите» co [з]:
са — за
со – зо
су – зу
сы- зы
-Молодцы, все правильно произнесли.
-Что мы произносили? (слоги) А теперь помогите мне закончит чистоговорки. Надо вставить слоги: са,за,,зе, си,зи,зы, сы.(написаны на доске)
.а – .а – .а- на лугу стоит ко.а .
.ы –.ы – .ы- хвост пушистый у ли.ы .
-Молодцы, вы подсказывали слоги.
— Давайте прочитаем и запишем в тетрадь слоги-слова в два столбика. Сад, сок, сук, зуб, нос, зов, знак. -Хорошо написали в столбики слоги –слова, возьмем синий карандаш и подчеркнём наши звуки [с],[з]. Кто определил место звука в слове?
Итог занятия.
-Молодцы ребята.- Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? Вы справились сегодня со всеми заданиями, вам понравилось наше занятие? Снеговик и Зайка останутся у нас в гостях. Вы им придумайте по одному слогу- слову с парными звуками [с]-[з].