Диагностика к школе дошкольников
Диагностика готовности к школьному обучению.
Методика 1. Тест Керна-Йрасека.
Цель методики: психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».
Методика может проводиться индивидуально или подгруппами по 10-15 человек. Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, фамилия, возраст ребенка, дата исследования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Тест состоит из 3 заданий.
Срисование фразы "Он ел суп".
Инструкция:
"Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй нарисовать это. Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши также".
Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза "Он ел суп". Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных - 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.
Оценка:
5 баллов - Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.
4 балла - Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.
3 балла - Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
2 балла - С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.
1 балл - Каракули.
Методика 2. Срисовывание точек.
Ребенку выдается бланк с изображением группы точек. Расстояние между ними по вертикали и горизонтали - 1 см. Диаметр точек 2 мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.
Инструкция:
"Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же, вот здесь". (Показать где).
Оценка:
5 баллов дается за точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигур по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину.
4 балла - возможно незначительное нарушение симметрии. Одна точка может выхолить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла - Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.
2 балла - Точки располагаются группами. Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например, линии.
1 балл - Каракули.
Методика 3. Тест «Шифровка».
Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.
Перед началом проведения специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры – образцы данного задания.
Инструкция: «Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку, в каждом треугольнике – вертикальную палочку, в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку, а ромбик остается пустым. В нем вы ничего не рисуете. У вас на листе показано, что надо рисовать. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.»
Анализ результатов:
5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.
4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.
3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.
2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).
1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.
0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).
Методика 4. Диагностика уровня развития
произвольного внимания и произвольной памяти.
Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Описание: задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Условия теста произносятся в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.
Оценка выполненного задания:
- баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур.
- балла – допущена одна ошибка.
- балла – допущены две ошибки.
- балла – допущены три ошибки.
- балл – более трех ошибок.
- баллов – не справился с заданием.
Методика 5. «Дорисовывания фигур»
(модифицированный вариант Е.П. Торренса)
Цель методики: исследование развития воображения.
Подготовка и проведение исследования: детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.
Оценка:
0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.
3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
6. Рисунок человека.
Инструкция:
Здесь (каждому ребенку указывается где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю), так, как умеешь».
Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли нарисовать тетю?"— необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
Оценка:
5 баллов - У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды.
4 балла - Выполнение всех требований как при оценке в 5 баллов. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла - У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.
2 балла - Примитивный рисунок человека-головы с конечностями - (достаточно лишь одной пары, конечности изображены одной линией).
1 балл - Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей - "головоног".
Ключ Общий количественный результат тестирования получается суммированием баллов, полученных за выполнение каждого из 6 заданий.
26-35 баллов – готов к обучению в школе
11-25 баллов – условно готов
1-11 баллов – не готов
Итоговые результаты оценки уровня готовности детей
к началу школьного обучения
в 2021 – 2022 г.
26- 35 – готов, 25-11 – условно готов, 11-0 – не готов
МАОУ «СОШ № 2»
Дата проведения: январь 2021 г.
Преподаватели:
№ п/п | Ф.И. ребенка | Возраст | Бальная оценка выполнения заданий | Ведущая рука | Суммарный балл | Уровень готовности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
1 | Афансьев Владислав | ||||||||||
2 | Афансьев Егор | ||||||||||
3 | Бекмансурова Лидия | ||||||||||
4 | Вакутин Кирилл | ||||||||||
5 | Гаязов Денис | ||||||||||
6 | Глебова Яна | ||||||||||
7 | Елесина Елизавета | ||||||||||
8 | Климова Анастасия | ||||||||||
9 | Лобанов Макар | ||||||||||
10 | Медведева Алена | ||||||||||
11 | Петрова Дарьяна | ||||||||||
12 | Хахалкина Мария | ||||||||||
13 | Железникова Анна | ||||||||||
14 | Зиновьева Валерия | ||||||||||
15 | Зуйкова Анна | ||||||||||
16 | Шаймиева Настя | ||||||||||
17 | Канцева Полина | ||||||||||
18 | Козловских Алиса | ||||||||||
19 | Мамонова Екатерина | ||||||||||
20 | Мордвинкова Виктория | ||||||||||
21 | Паньков Константин | ||||||||||
22 | Попова Марьяна | ||||||||||
23 | Панкратов Максим | ||||||||||
24 | Магасов Михаил | ||||||||||
25 | Белоусова Софья | ||||||||||
26 | Корфидова Полина | ||||||||||
27 | Макаренко Ксения | ||||||||||
28 | Щукина Варвара | ||||||||||
29 | Махова Анна | ||||||||||
30 | Никифоров Иван | ||||||||||
31 | Орлов Давид | ||||||||||
32 | Чирков Алексей | ||||||||||
33 | Шитов Данил | ||||||||||
34 | Пипич Елизавета | ||||||||||
35 | Акулова Милана | ||||||||||
36 | Бородина Вика | ||||||||||
37 | Григорьев Ахмарал | ||||||||||
38 | Золотарева София | ||||||||||
39 | Пономарев Артем | ||||||||||
40 | Попова Мария | ||||||||||
41 | Санникова Валерия | ||||||||||
42 | Сорокина Анастасия | ||||||||||
43 | Теплоухов Александр | ||||||||||
44 | Чижов Максим | ||||||||||
45 | Шишкова Александра | ||||||||||
46 | Ганин Кирилл | ||||||||||
47 | Лазарева Милана | ||||||||||
48 | Арсенова Алиса | ||||||||||
49 | Мамонова Юлия | ||||||||||
50 | Романов Николай | ||||||||||
51 | Емлина Виктория | ||||||||||
52 | Коровина Арина | ||||||||||
53 | Макеева Александра | ||||||||||
54 | Липин Захар | ||||||||||
55 | Шишов Евгений | ||||||||||
56 | Белоусов Ярослав | ||||||||||
57 | Бочкарев Артем | ||||||||||
58 | Бельков Матвей | ||||||||||
59 | Шевцова Александра |