Диагностика индивидуальная карта развития ребенка
Конспект организованной учебной деятельности
Старшая группа
Дата:
Воспитатель: Мицель А.Ф.
Раздел: развитие речи
Тема: «Путешествие по казахским сказкам»
Задачи:
Воспитательная: воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать; воспитывать интерес к казахскому народному творчеству, к окружающему миру; воспитывать умение работать в коллективе.
Образовательная: совершенствовать навык составления волшебной сказки; закреплять умение подробно и логически последовательно излагать действия персонажей; Учить отвечать полными предложениями, упражнять в образовании антонимов.
Развивающая: развить все компоненты устной речи детей, развивать творческое мышление и воображение дошкольников с использованием технологий ТРИЗ, развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
Предварительная работа: знакомство с казахскими народными сказками.
Оборудование: голубые ленты 8 шт, катинки по парам героев из одной сказки, сюжетные катинки разных сказок, картины линий.
Билингвальный компонент: Сәлеметсізбе – здравствуйте қоян- заяц, түлкі -лиса, қасқыр -волк, Малмаусым кемпир-баба яга, Адахар- дракон, Қарлығаш- ласточка.
Ход ОУД
Мотивационно – побудительный этап
Казахстан -земля родная
Очень любим мы тебя
Море, горы, даль степная
Это родина моя.
Отан деген – атамекен,
Отан деген – туған жер.
Отан-ана,
Отан-үлкен
Қазақстан-туған ел!
Давайте поздороваемся и с гостями (на русском и на казахском языке)
-Молодцы! Все готовы отвечать,
Только хором не кричать
Кто ответ, ребята, знает,
Молча руку поднимает.
Правило вам всем понятно?
Это очень мне приятно.
« В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди».
А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну казахских народных сказок.
Организационно –поисковый этап
Что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это приключения
- Верно. Сказка – это волшебные приключения со счастливым концом и обязательно добро побеждает зло. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне казахскую народную сказку в названии которых присутствует цифра.
Дети:
«Два плута»
«Три друга»
«Два ягненка»
«Три брата и прекрасная Айсулу»
«Три вора»
(звучит домбра, дети делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)
-Перед нами степь просторная лежит, тишина кругом стоит. Какие животные живут в степи Казахстана?
Ответы детей: заяц, лиса, волк.
-Давайте их назовем на казахском языке (қоян, түлкі, қасқыр,)
-А теперь вспомним, какие виды казахских сказок мы знаем.
Дети: о животных, волшебные, социально-бытовые, об Алдаре косе.
В сказках животные и сказочные герои обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот»
-Но перед игрой давайте закроем глаза и вдохнем свежий воздух степи, мы же с вами в просторной степи.
Дыхательная гимнастика
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Радостный – печальный
Щедрый – жадный
Весёлый - грустный,
Смелый -трусливый,
Старый - молодой,
Сильный - слабый,
Здоровый - больной,
Умный - глупый,
Сытый - голодный,
Молодцы ребята, много слов вы разных знаете.
-Ребята посмотрите, подул сильный ветер. (звук ветра) И, что-то ветер принес к нам на джайляу. Давайте с вами отправимся туда и посмотрим, что же там. К нам ветер принес. Так ведь это герои из сказок. Посмотрите, героев из каких народных сказок вы видите.
Дети: Герои казахских сказок.
Ребята посмотрите один герой потерял второго героя из своей сказки, давайте с ними поиграем в игру и для каждого героя найдем пару.
Игра «Пара к паре»
«Айсулу- три брата»
«Алдар косе- бай»
«Ласточка-Айдахар»
«Кошка и тигр»
«Лебедь и ворона»
«Самрук и Хасан»
«Лиса и волк»
«Злой и добрый»
Ну что устали? Давайте отдохнем.
Физминутка. «Қарлығаш»
Ветер степей несет нас дальше.
-Ребята пока мы с вами отдыхали ветер степей и здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.
Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию).
Дети : Это волнистая линия.
Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Дети : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым.
Перечислите героев сказок с таким характером.
Дети: Айсулу, Алдар косе,Самрук, Ласточка, Ер-тостик.
Верно, а почему?
Дети: Они все добрые, заботливые, ласковые, нежные.
(Затем ломаная линия).
Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Дети: Нет.
На что похожа эта линия?
Дети: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
Так значит обладающие каким характером герои могут быть изображены этой линией?
Дети: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
Перечислите их.
Дети: Айдахар, Бай, Малмаусым кемпир,
-Ребята слышите, что-то шумит? Наступила весна и речка просыпается нам нужно ее перейти, но чтобы отправиться дальше, нужно выполнить задание.
и мы сможем перейти через речку, чтобы вернуться в детский сад.
Поиграем в игру «Салат из сказок»
Жили-были в ауле Алдар-косе и прекрасная Айсулу. Однажды на аул напала Малмаусым кемпир и украла мальчика. И тогда друзья Алдара-косе пришли к ним на помощь. Шли они по дороге и встретили бая спросить дорогу. Но бай был злой и указал ему не правильный путь. Они шли у пришли к Айдахару. И когда Айдахар стал обжигать их огнем на помощь прилетела птица Самрук и спасла всех. Они вернулись в аул и стали жить долго и счастливо.
Теперь мы можем отправиться с вами в детский сад. (перешагивают через речку)
Рефлективно – побудительный этап
Молодцы!
Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.
Давайте вспомним каких героев казахских сказок мы встретили?
Чему нас учат сказки?
Герои сказок говорят вам большое спасибо, что вы их знаете.