Автор: Березикова Елена Алексеевна
Учебное заведение: КГУ "Средняя школа № 12"
Краткое описание работы: Каким образом мы слышим звуки. Влияние шума на работоспособность и здоровье школьников. 

Дата публикации: Детский проект «Такой вредный шум» Каким образом мы слышим звуки. Влияние шума на работоспособность и здоровье школьников.  
Просмотреть свитедельство о публикации

natural science

Детский проект «Такой вредный шум»

100

Государственное Коммунальное Учреждение «Средняя школа №12»

  Творческо-исследовательская работа по теме:

«Такой вредный шум»

Направление: Экология

  Исполнитель:

Жакамбаева Асель, 4 класс, ВКО, город Риддер.

Руководитель работы:

 Березикова Елена Алексеевна, учитель начальных классов,

КГУ «Средняя школа №12»

Риддер 2015 год 

Содержание:

1.      Введение

2.      Цель, задачи, методы, гипотеза, объект, предметы  исследования

предполагаемые результаты……………………………………………………………  3

3.      Как  распространяется шум……………………………………………………………….  4

4.      Каким образом мы слышим звуки……………………………………………………   4

5.      Каким образом мы производим звуки………………………………………………  5

6.      Что такое шум?……………………………………………………………………………   5

7.      Влияние шума на человека………………………………………………………………..5

8.      Исследования шумовых загрязнений школы………………………………….     6

9.      Анкета для учащихся и учителей……………………………………………………..     6

10.  Результаты  исследования………………………………………………………………..    6

11.  Выводы………………………………………………………………………………………7

12.  Список литературы ……………………………………………………….. 

Введение:

      На уроках познания мира  после изучения темы «Органы чувств»,  у меня появились вопросы: каким образом мы слышим звуки, как звуки попадают в наши уши, меня заинтересовала проблема вредного воздействия и последствий шумового загрязнения. Интересно было узнать и исследовать его влияние на работоспособность и здоровье школьников. Под термином «Шум» понимаются всякие неприятные и нежелательные звуки, мешающие восприятию полезных сигналов, которые оказывают раздражающее или вредное воздействие на организм человека. Таким образом, выбранная мной тема является достаточно актуальной. В своей работе я попробовала получить ответы на волнующие меня вопросы. 

 Цель исследования:

   выявить уровень шумового загрязнения школы, его влияния на работоспособность учащихся

   и учителей.

   Задачи:

— сбор и анализ сведений о шуме, о влиянии его на организм человека, о борьбе с шумом;

— исследовать каким образом  звуки попадают в наши уши, провести опыты и узнать,  как звуки передаются на расстоянии

—  проведение исследовательских практических работ по определению очагов наибольшего шумового  загрязнения в здании школы;

— разработать и распространить памятки для учащихся о вреде «школьного шума»;

— проведение анализа результатов исследований.

Гипотеза :

    Если снизить уровень шумового  загрязнения в здании школы, то можно повысить работоспособность учащихся и сохранить здоровье до окончания обучения в ее стенах.

Методы исследования: 

— практическая работа;

— наблюдения;

— сбор данных и их анализ;

— обобщение информации;

— анкетирование среди учащихся и учителей школы

Объект исследования:

  Внутренняя часть  здания школы.

Предмет исследования:

Уровень шумового загрязнения.

Работу над этой темой я начала с вопроса «Как распространяется звук?»

Проделав следующий опыт, я убедились, что звуки движутся в воздухе.

Для опыта мне потребовались: пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, круглая упаковочная резинка, ножницы, небольшая свечка.

Ход  исследования:

·         У пластиковой бутылки срезали нижнюю часть. Затем отрезали от пакета кусок плёнки.

·         Кусок плёнки натянули на открытую часть бутылки, плотно прижав и закрепив резинкой.

·         Зажгли свечу. Придвинули горлышко бутылки на расстояние 2,5 см от огня.

·         Затем кончиками пальцев резко стукнули по натянутой плёнке. Пламя свечи погасло.

Выводы:

Ударяя по натянутой плёнке, мы вызвали сотрясение маленьких частиц воздуха, находящиеся возле плёнки внутри бутылки. Эти колеблющиеся частички передают колебания всё дальше и дальше следующим частичкам.  Так звуковые колебания проходят через всю бутылку и гасят пламя.

Собирая информацию о распространении звука, я узнала, что в космосе царит полное безмолвие потому, что там нет воздуха, способного передавать звуки.

Следующим вопросом на который я искала ответ стал вопрос  «Каким образом мы слышим звуки?»

У человека  есть слуховой аппарат, с помощью которого он различает звуки. Это наши уши.

Я решила  узнать,  как работают наши уши.

 Звуковые  колебания проходят по находящейся в  ухе трубке, так  называемому слуховому каналу. Они ударяют по тонкой кожаной плёнке, которая расположена в конце слухового канала и называется барабанной перепонкой. От этого перепонка начинает вибрировать. В среднем ухе колебания барабанной перепонки усиливаются и передаются во внутреннее ухо. Там они преобразуются  в электрические сигналы. По нервам эти сигналы попадают в мозг, который сообщает, что именно мы  слышим  в настоящий момент.

Я узнала, что мы можем не только слышать шум, но и производить его. Нам помогают в этом голосовые связки, которые есть у человека в горле. Чтобы узнать,  как мы производим звуки я провела следующий опыт.

Для опыта нам потребовались:

воздушный шарик и небольшой кусочек картона

Ход  исследования:

·          Когда мы надули шарик, а затем выпускали из него воздух, растягивая горловину двумя руками, мы услышали звук выходящего воздуха????

·         Сделали  из картона тонкую трубку. Снова надули шарик  и вставили трубку из картона в горловину шарика, звук выходящего звука стал  не слышным

Выводы:

 Мышцы в горле растягивают голосовые связки, как мы растягивали горловину шарика. Растянутые связки колеблются под воздействием проходящего через них воздуха и производят звуки. Когда они расслаблены (как шарик, в горловину которого вставлена трубочка), они не вибрируют, поэтому и не производят звука.

Итак мы выяснили, что можем как извлекать звуки, так и слышать их. И передо мной встал следующий вопрос, а «Что такое шум?»

Чтобы выяснить этот вопрос я обратилась к словарю. Там сказано, что шум – это беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятные воздействия на организм. Источниками шума могут быть двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические и имеющие движущиеся детали.

Измеряют шум специальными приборами – шумометрами. Уровень шума измеряется в децибаллах.

Чтобы выяснить «Влияние шума на человека», я обратилась к исследованиям врачей, которые  считают, что длительный шум не благоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

     Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Допустимая граница составляет примерно 80 децибелов, и то при уровне шума 60-90 дБ возникают неприятные ощущения. Звук в 120-130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становиться для него не переносимым и порой приводит к необратимой потери слуха. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Учёные установили, что из-за высокого шума один из четырёх мужчин и одна из трёх женщин больны неврозами.

Таким образом, с шумом необходимо бороться, а не пытаться привыкнуть. Ещё 3000 лет назад в Древней Греции действовали правила, которые охраняли сон и покой граждан:  запрещались громкие звуки ночью, а ремесленники таких шумовых профессий, как кузнецы, жестянщики изгонялись за пределы города.

Исследования шумовых загрязнений школы.

      «Школьный шум»  отрицательно влияет на работоспособность учеников, отвлекает внимание и становиться причиной многих нервных расстройств.  От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта. К концу учебного дня устают и учащиеся и учителя. Уровень шума в школе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов – основного « источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно  усталыми.

      Для того, чтобы узнать мнения самих учащихся о вреде «школьного шума» была разработана анкета. В ходе работы было проведено несколько опросов, в котором приняло участие  около 100 человек.

        1 Анкета для учащихся и учителей, в которой 6 вопросов

1)      Можно ли шум считать невидимым убийцей?

а) да          б) нет       в) не знаю

2)      Как вы считаете, на территории школы повышено шумовое загрязнение? Если да, то где:

а) 1 этаж         б) 2 этаж              в) 3 этаж             г) спортзал        д) столовая

3)      Считаете ли вы шум причиной рассеянности на уроках:

а) да     б) нет     в) не знаю

4)      Что  мешает вам сосредоточится ?

а) шум за окном    б) шум в коридоре   в) шум в классе     г) мобильные телефоны 

5)      Вы замечаете Шумовые загрязнения в школе?  Как они на вас влияют ?

6)      Какие меры борьбы с шумовым загрязнением вы могли предложить?

2 Результаты анкетирования:
По результатам опроса, было выявлено, что более 60% учащихся считают шум «невидимым убийцей».

 На вопрос: « Где на территории школы повышенно акустическое загрязнение?» 

78% опрошенных ответило, что на 1 этаже в холле, корридоре  1 –ого этажа.

83% винят шум в своей рассеянности и отвлеченности,

 Также в ходе тестирования учащие предложили свои меры борьбы с шумовым загрязнением в школе, например,  отделить начальную школу, улучшить звукоизоляцию, повысить дисциплину, сделать в столовой график посещения, чтобы дети не толпились у раздачи  и не создавали шум.

  Для выявления очагов «шумового загрязнения» нами в школу были привлечен специалист – родитель ученицы —  Арефьева Ю.В., которая помогала нам выявить самые загрязнённые места в школе с помощью шумомера.

3 Результаты  исследования:

Исследование проводилось  на переменах в корридорах первого и второго  этажей, в столовой, спортзале. По результатам исследования были выявлены очаги шумового загрязнения. Это холл 1 этажа, где происходят постоянные передвижения учеников, идущих в спортзал, в столовую -79 дБ , а также коридор  1 этажа, где обучаются ученики начальной школы – 85 дБ, в спортзале, когда в нём занимаются учащиеся начальных классов– 84дБ, в столовой    —   71 дБ.

 С результатами наших исследований  были ознакомлены учащиеся начальной школы, каждый  ученик получил памятку  «Такой вредный шум»   

4 Выводы:

     После всех проведенных исследований шумового загрязнения в школе мы получили следующие результаты: 

Наша  школа страдает  от  «школьного шума».   Так как  уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от нас — учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствие и учителей, и  нас -учеников, способствует быстрому утомлению.  Вызванные шумом нарушения слуха не лечатся, последствия такого шума приводят к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. В связи с этим были разработаны и распространены памятки для учащихся о вреде «школьного шума», проведены классные часы на данную тему. А прослушивание во время перемены  негромкой спокойной музыки  позволило маскировать школьный шум и дать отдых слуховой системе. Наше здоровье – в наших руках!

1.      Список литературы:

Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.

Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: «Дрофа», 2002г.

Познавательные опыты в школе и дома.- М.: Росмэн, 2001г 

Удивительный мир: Энциклопедия. – М.: Росмэн, 2009г 

Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Памятка

«Такой вредный шум»

Внимание! Внимание!

   Наша  школа страдает  от  «школьного шума».   Так как  уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от нас — учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствие и учителей, и  нас -учеников, способствует быстрому утомлению.  Вызванные шумом нарушения слуха не лечатся, последствия такого шума приводят к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

 

Взрослый и ребёнок знает – шум везде нас окружает,

Рёв машин и гул прохожих, друг на друга не похожих.

Громко музыка играет, это каждый замечает.

На заводе шум стоит, бригадир на всех кричит…

И к чему ведёт все это? Вы не знаете ответа?

Я сейчас вам расскажу – всё по полкам разложу.

Головная боль у вас, вам не спится – это раз,

Раздражительность всегда – это же конечно два.

Ну, а третьим пунктом будет невнимательность порой…

И так хочется, ребята, насладится тишиной!

 

Наступила перемена.

В коридоре шум и гам.

Ссоры, стычки,

даже драки

Вспыхивают то тут, то там.

Перемена, перемена –

Ты нужна, чтоб отдохнуть.

А на наших переменах

Голова болит –

аж жуть!

Шум стоит такой ужасный.

Что и сам себя не слышишь.

Ты попробуй, постарайся

И веди себя потише!

Если каждый сбавит тон

С перемены будет толк!

           (Федореева М- 4  класс)



 

Переменку  переменкой

Отдохните хорошенько!

Не кричите! НЕ орите!

Шум везде не разводите!

Соблюдайте тишину!

Шумовое загрязненье 

Сможем вместе победить!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.