Автор: Капитанова Светлана Михайловна
Учебное заведение: КГТТ школа - интернат реализующая адаптированные программы
Краткое описание работы: Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.

Дата публикации: «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие» Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

«Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Тема:   «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.

Задачи:                                                                  

·        продолжить формировать понятие о положительных и отрицательных поступках;

·        сформировать понятия «милосердие», «равнодушие», «корысть»;

·        формировать понятие о мотивации людей при выборе поступка;

·        воспитывать милосердие, сострадание;

·        развивать умение рассуждать, выражать свои мысли, расширять словарный запас воспитанников.

Оборудование: презентация, видеоматериалы, материалы для изготовления дерева добрых дел (плакат с изображением ствола дерева, веток, подземной части).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Здравствуйте. Кто меня хорошо слышит, похлопайте в ладоши. Кто меня хорошо слышит, улыбнитесь. Кто меня хорошо слышит, повернитесь к соседу справа. Итак, я вижу, что все внимательно слушают. Начнем занятие.

2. Постановка целей и задач занятия.

 Воспитатель: — Сегодня мы с вами поговорим о делах людей, о делах добрых и злых, о милосердии и равнодушии.

3. Ход занятия:

Воспитатель: — Мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, сами поступаем по-разному. Вы уже знаете, какие поступки можно назвать добрыми, а какие – злыми. Скажите, какие дела можно назвать добрыми?

Ответы воспитаннников

3.1. Работа воспитателя  с воспитанниками:

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Доброе дело – это такое дело, от которого…»

Воспитанники:  продолжают фразу

Воспитатель: — А какие дела можно назвать злыми?

Ответы воспитаннников

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Злое дело – это такое дело,  которое…»

Воспитанники:  продолжают фразу

Воспитатель: — Хорошо. Я буду называть поступки людей, а вы будете оценивать их и показывать вашу оценку так: если я говорю о добром деле, вы хлопаете в ладоши, если я говорю о злом деле, вы топаете ногами. Будьте внимательны, могут быть ловушки.

·        мальчик помог пожилому человеку донести до дома тяжелые сумки;

·        человек упал на улице, все проходят мимо, никто не помогает подняться;

·        ребята делают кормушки для птиц и кормят их зимой;

·        внук помогает бабушке – моет посуду, полы;

·        мама убирает в квартире, а дочь кушает пирог и смотрит телевизор;

·        строители ремонтировали дорогу и повредили маленькое деревце, которое росло около дороги, папа с сыном пересадили деревце подальше от дороги;

·        мальчик сходил в аптеку за лекарствами для больной соседки и ждал, что она ему за это заплатит, но она не заплатила, мальчик обиделся и сказал, что помогать ей больше не будет… (ловушка)

Воспитатель: — Последнее дело, о котором я вам сказала, доброе или нет? Кто засомневался? Почему?

3.2.Словарная работа:

Корыстьожидание благодарности, оплаты за помощь, выгода от дела, сделанного человеком.

Человек, ожидающий выгоды от сделанного им делакорыстный человек.

Человек, не ожидающий выгоды от сделанного им делабескорыстный человек.

3.3.  Диалог с воспитанниками

Воспитатель: — Как вы думаете, корыстный человек делает доброе дело?

Ответы  воспитаннников

Воспитатель: — Вернемся к экрану. Так что же такое доброе дело? Что такое злое дело?

Ø Доброе дело — это такое дело, от которого другим людям хорошо или оно приносит пользу  другому человеку, живому миру и природе. Доброе дело делается бескорыстно.

Ø Злое дело — это такое дело, которое приносит страдание или неприятности окружающим людям, дело от которого плохо живому миру и природе.

Воспитатель:  — Давайте посмотрим  видео о добрых делах на дорогах.

Просмотр видео

4. Моделирование  ситуации .

Сценка:

Идет Инна, падает, хватается за ногу, садится на скамейку, плачет. Подбегает Миша, смеется над Инной, дразнит её. Мимо проходят Юля и Настя, разговаривают, не обращают внимания на Инну и Мишу. Подходит Антон, стыдит Мишу, садится рядом с Инной, успокаивает её, помогает встать со скамейки и уйти.

4.1. Обсуждение ситуации.

 На доске таблички «милосердие», «равнодушие», «доброе дело», «злое дело». В ходе обсуждения таблички раздаются участникам сценки.

4.2. Словарная работа:

Милосердиеэто бескорыстное  желание  оказать помощь нуждающемуся человеку.

Равнодушие лишенное интереса, безучастное отношение к окружающим.

Воспитатель: — К добрым или злым делам относятся проявления милосердия? Равнодушия?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — А как бы вы поступили, если бы увидели, что ваши одноклассники, одногруппники кого-то обижают?

Ответы воспитанников

Воспитатель:  если бы увидели на улице маленького голодного котенка?

Ответы воспитанников

Воспитатель:  если бы увидели, что ребенок в парке потерялся и плачет?

Ответы воспитанников

Воспитатель:  — Все это проявление милосердия. Я рада, что вы делаете такой выбор.

-А если вы не можете помочь, вы пройдете мимо, проявите равнодушие?

Ответы воспитанников

Воспитатель:  — А что нужно сделать, если вы сами помочь не можете?    

Ответы воспитанников                 (обратиться к взрослым)

Воспитатель:   А теперь я предлагаю  посмотреть  видео о спасении животных.

Просмотр видео

5. Самостоятельная практическая работа

Воспитатель: — Возьмите  пожалуйста листочки и напишите на зеленых листочках доброе дело, которое вы сделали или сделаете или хотите чтобы для вас сделали, а на коричневых листочках напишите злые дела.

Воспитанники выполняют письменно практическую работу

5.1. Обсуждение  письменной работы

Воспитатель: — Какие добрые дела вы написали?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Какие злые дела вы написали?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Оставьте листочки у себя, они нам еще пригодятся.

-Как вы думаете, почему люди делают добрые дела и злые дела?

Ответы воспитанников

5.2. Мотивация, высказывания  мнений

Доска делится на две части – добрые дела и злые дела. Воспитанники высказывают свое мнение, записывают на доске мотивацию.

Воспитатель:  -А если кто-то сделал для вас доброе дело, как к этому нужно относиться? Почему?

Ответы воспитанников

5.3. Объясните высказывание.

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»

Ответы воспитанников

Воспитатель:  — Конечно, если вы будете добры к людям, будете делать для них добрые дела, то и они ответят вам тем же. Доброму человеку хочется сделать добро в ответ. А если вы будете делать злые дела, то люди отвернутся от вас и не помогут в трудную минуту. Добро всегда возвращается добром

Просмотр видео «Бумеранг добра».

6. Подведение итогов занятия:

Воспитатель: — О чем мы с вами сегодня говорили?

Воспитанники: (О добрых и злых делах, о милосердии и равнодушии)

Воспитатель: — Что такое равнодушие?

— Что такое милосердие?

— Скажите, вы хотите, чтобы добрых дел было больше, чтобы они росли?

— Тогда давайте посадим дерево добрых дел.

(Воспитанники приклеивают листочки с названиями добрых дел на дерево (на плакате))

Воспитатель: — А что сделаем со злыми делами? Мы закопаем их в землю и не дадим им расти.

(Воспитанники приклеивают листочки с названиями злых дел под корни дерева, «в землю»)

Воспитатель: — Кто может сказать, что не забудет нашу сегодняшнюю беседу и будет делать добрые дела?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — На этом наше  занятие  подошло к концу. Благодарю вас   за работу. Молодцы. До новой встречи.