Аннотация: Статья посвящена вопросу развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способностей с развитием познавательных процессов детей и их возрастными возможностями в игре.
Ключевые слова: творческие способности, игровая деятельность.
Основы развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста–подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Немало важную роль в становлении игровой деятельности, в несения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, входе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, желанием участвуют в игровых действиях 1, c. 36].
Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка. [3, c. 28].
В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации. К играм-забавам относятся народные игры: потешки («Ладушки», «Сорока», «Баран-баран» и пр.), хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры («Прятки», «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, машину, паровоз и др. Выделение дидактических игр ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, настольные игры – лото, домино, мозаики и пр. [2,c.78].
Из написанного следует, что:
– элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;
– игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности;
– в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр [4,с.140].
Цель работы: выявить педагогические условия, способствующие развитию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если:
1.Используется комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
2.Организована предметно-игровая среда по развитию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Чтобы игра была более содержательной, важно с самого начала помогать малышу «строить» ее как целостную ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности. Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных игровых действий, с помощью словесного обозначения фиксирует переходы от одной группы действий к другой («давай сначала сварим кашку, а потом покормим Лялю»), завершение каждого этапа игры («суп сварился», «куклы погуляли»). Такой способ помогает ребенку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.
Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки и т.п. С каждым из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.
Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Воспитатели создают условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. С этой целью они поддерживают интерес детей к сверстникам, стимулируют эмоциональные контакты, сближающие их друг с другом, организуют разные виды совместных игр, тактично разрешают возникающие конфликты. Взрослые воспитывают у ребёнка уважительное отношение к детям, которые ложатся в основание его привычек причем эти знания бывают связаны с чувством удовольствия, интереса.
Наблюдая за игрой, мы отметили возникновение самостоятельности выбора способа действия и пути решения игровой задачи детей, практические действия детей, как мы считаем, становятся целенаправленными.
Список литературы
1.Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст]: Курслекций / Ю. К. Бабанский.–М.:Просвещение,2013.–199с.
2.Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К.Ю. Белая.–М:Дрофа,2015.–213с.
3.Венгер, Л.А.Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе [Текст] / Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание.–2014.–№12.–С.45.
4.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский .–М.:Дрофа,2011.–45с.