Автор: Венгловская Татьяна Николаевна
Учебное заведение: Государственное учреждение образования "Средняя школа № 38 г. Могилева"
Краткое описание работы: Поурочные разработки (сценарии блока уроков), завершенный комплект

Дата публикации: Блок уроков по теме «Словосочетание» Поурочные разработки (сценарии блока уроков), завершенный комплект
Просмотреть свитедельство о публикации

08180388b7b75288821980d97cc1daa7

Блок уроков по теме «Словосочетание»

Раздел

Блок уроков по теме «Словосочетание»

Тема урока

1.    Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания

2.    Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование

3.    Виды синтаксической связи слов в словосочетании: управление

4.     Виды синтаксической связи слов в словосочетании: примыкание

5.    Повторение изученного о словосочетании

Цели и задачи

Повторить и углубить сведения о словосочетании, полученные школьниками в предыдущие годы обучения; формировать навык вычленения словосочетания из предложения, определения способов связи слов в словосочетаниях, определения грамматического значения словосочетания, учить составлять схемы словосочетаний; учить  конструировать словосочетания, подбирать синонимические словосочетания и использовать их как средство выразительности речи, обогащая ее

Термины и понятия

Синтаксис, предложение, словосочетание, виды подчинительной связи слов в словосочетании

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать признаки самостоятельных частей речи, уметь выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи, верно решать орфографические задачи

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история

 

Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 1.          Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Формы и методы

Ожидаемый результат

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

Взаимное приветствие. Определение отсутствующих

Фронтальная. Беседа

Учащиеся готовы к работе

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

 

Фронтальная. Чтение учителем стихотворения.

Слайд. 1.

Слайд 2

Целевые установки урока и план работы понятны учащимся

3 этап: Актуализация

Установить правильность, полноту знаний учащихся о разделах языкознания, с которыми учащиеся уже знакомы.  Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы   

Все знают, что наука о языке называется языкознанием. Давайте вспомним, какие разделы этой науки изучались в предыдущих классах и что они собой представляют.

 — Какие разделы языкознания вы уже знаете?

— Что изучает раздел науки синтаксис?

Фронтальная.

 

 

 

Демонстрация слайда (таблицы) «Основные разделы науки о языке» Слайд 3. Акцентарный анализ таблицы

 

 

 

 

 

 

Постановка вопросов.

 

Учащиеся знают основные разделы языкознания, знают, что предстоит им изучать в разделе «Синтаксис» в 8 классе.

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала;  

углубить знания учащихся о словосочетании, актуализировать навык вычленения словосочетания из предложения, навык разграничения словосочетания и сочетания слов, не являющихся словосочетанием; познакомить учащихся с грамматическим значением словосочетания, познакомить с неделимыми словосочетаниями

 — Что такое словосочетание?

— Что общего у словосочетания и слова, чем они отличаются?

— Сравните словосочетание и предложение.

— Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?

— Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

 

Задание 1. Выпишите только словосочетания. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес на поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.

 

— Можно ли отнести такие сочетания слов как «Черное море», «впасть в отчаяние», «бить челом»  к словосочетаниям?

 

Самостоятельная групповая работа с учебником § 9.

— При помощи чего выражается грамматическая связь слов в словосочетании?

— На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

— Какое из слов в словосочетании (главное или зависимое) несет на себе основную смысловую нагрузку?

— Какие словосочетания являются несвободными? В чем их особенность?

 

 

 

Метод коллективного обучения.

 Работа с определением вводимых понятий.

Постановка вопросов.

Работа с карточками.

Самостоятельная работа с материалом учебника.

 

 

Учащиеся знают, что такое словосочетание, какие сочетания слов не являются словосочетанием; знают как выражается грамматическая связь слов в словосочетании и основные грамматические значения словосочетания, отличают синтаксически несвободные словосочетания.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Сформировать навык вычленения словосочетаний из текста, правильной  постановки вопроса от главного слова к зависимому, определения грамматического значения словосочетания, навык отличения синтаксически несвободных словосочетаний.

 

Задание 2. Прочитайте текст.

— О чем этот текст? Какова его стилевая принадлежность? Определите тип речи данного текста. Назовите те словосочетания, которые позволяют «увидеть» грозу. Выпишите из текста словосочетания, распределив их по следующим группам: а) словосочетания, при помощи которых автор «рисует» молнии, б) словосочетания, при помощи которых автор передает развитие грозы.

Определите главное и зависмое слова в выписанных словосочетаниях; поставьте вопрос от главного к зависимому слову; укажите, чем выражено главное слово в словосочетаниях. Сравните свои выводы с таблицей.

 

— Одинаковое ли строение имеют словосочетания в каждой из колонок таблицы? Определите грамматическое значение словосочетаний. (предмет и его признак; действие и его признак; действие и предмет, с которым оно связано) Общее или различное грамматическое значение у этих словосочетаний?

 

Упр. 66. 1. Спишите словосочетания. В скобках укажите их грамматическое значение.

Гордиться успехами, безмерно счастливый, гулять по вечерам, девочка из города, стоять выпрямившись, десятый километр, костюм из шерсти, очень громкий, бант в горошек, взимать плату, пересадить осенью.

 

Упр. 68. 1. Прочитайте. Найдите несвободные словосочетания. Определите, какими членами предложения они являются.

Работа с опорным текстом.

Слайд 4.

 

 

 

Анализ текста через постановку многофункциональных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление изучаемого материала в сравнительно-классификационной таблице

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с учебником. Проверка работ консультантами.

 

Устная работа в парах

Учащиеся умеют вычленять словосочетаний из текста, правильно  ставить  вопрос от главного слова к зависимому, определяют грамматическое значение словосочетания

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить недостатки в знаниях уч-ся

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

— Что такое словосочетание?

— Что общего у словосочетания и слова, чем они отличаются?

— Сравните словосочетание и предложение.

— Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры.

— Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?

— Какие словосочетания называются несвободными?

— Как выражается грамматическая связь слов в словосочетании?

Интерактивная беседа «Микрофон»

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

Слайд 6

Учащиеся

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

§ 9. Выписать из стихотворений примеры словосочетаний с различными видами грамматического значения.

 

Самостоятельная запись

Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения

 

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Выбор смайлика из предложенных вариантов

 

 

Индивидуальная работа

«Рисунок по шаблону»

Слайд 7.

 

Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 2.                     Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Формы и методы

Ожидаемый результат

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

 

Слайд 8

Фронтальная. Беседа

Учащиеся готовы к работе

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

                               Гегель Г. Ф.

 

Слайд 9

Фронтальная. Беседа

Целевые установки урока и план работы понятны учащимся

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

Выявить пробелы в знаниях уч-ся.

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы   

— Что называется словосочетанием?

— Расскажите о строении словосочетаний?

— Каковы основные признаки словосочетаний?

— На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?

— Что показывает схема словосочетаний?

 

Выборочная проверка выписанных учащимися словосочетаний

 

 

Опрос

 

 

 

 

 

 

 

Выборочная проверка (работа у доски)

Учащиеся отчитываются о выполнении д\з

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала,  углубить понятие о типах словосочетаний и способах связи в словосочетаниях; сформировать представления об особенностях согласования как способе подчинительной связи слов в словосочетании.

 Рассмотрите таблицу

 

Сравните записи в таблице с данными §10 учебника. Сделайте вывод о согласовании как способе связи слов в словосочетании.

ЗАПОМНИТЕ:

1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову!

2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено!

Представление учителем изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице

Активное слушание.

Слайд 10, 11

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с учебником

 

Учащиеся понимают отличие согласования от других способов подчинительной связи слов в словосочетании

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Сформировать навык определения типа связи согласование, формировать навык грамотного построения словосочетаний со связью согласование; расширить словарный запас учащихся.

Развивать навык работы в группах переменного состава, формировать чувство взаимной ответственности за выполненную работу в группе.

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку, найдите главные и зависимые слова, укажите, какими частями речи они выражены. Запишите эти же словосочетания в Д. и Р. падежах.

Синее небо, мой портфель, летящая птица, пятый этаж, этого дня, первая  книга,  хорошая мысль.

 

— Какой частью речи выражены главное и зависимое слова в данных словосочетаниях? Сделайте вывод о том, какими частями речи могут быть выражены главное и зависимое слова в словосочетаниях, связанных способом согласование.

 

       Задание 2.     Послушайте текст:

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

                                                                                           (По И. Постниковой)

—        Какова основная мысль этого высказывания? Выпишите из текста словосочетания со связью согласование. Какие из этих словосочетаний не соответствуют реальности?

         Как смысл этого текста связан с эпиграфом к нашему уроку?

 

Задание 3. Составьте возможные словосочетания из приводимых ниже однокоренных прилагательных и заключенных в скобки существительных. Как называются слова в представленных парах? Объясните значение составленных вами словосочетаний.

Группа 1. Героический — геройский (борьба, время, поступок, поход, усилия, эпоха).

Тактический — тактичный (человек, задача, поступок, разногласия, совет, учения).

Группа 2. Гигиенический — гигиеничный (костюм, меры, нормы, обстановка, требования).

Дипломатический — дипломатичный (миссия, неприкосновенность, отказ, поступок, представительство, этикет).

Группа 3. Логический — логичный (вопрос, вывод, мышление, ответ, поступок, связь).

Практический — практичный (занятия, значение,  работы, ткань, цель).

Метод

«Конструирование  картины». Самостоятельная работа. Выборочная проверка (комментарий)

 

Фронтальная работа.

Генетический метод обучения

 

Слайд 9 (гиперссылка)

 

Слайд 12.

Работа в группах переменного состава с заданием на карточках. Комментированный ответ представителей групп.

Учащиеся умеют анализировать словосочетания; доказывать, что слова в словосочетании связаны подчинительной связью согласование; умеют правильно конструировать словосочетания со связью согласование.

Учащиеся умеют работать в группах переменного состава, умеют представлять полученный результат

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

Установить причины выявленных недостатков

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы.

Расскажите о согласовании, как виде связи слов в словосочетании, задавая вопросы друг другу.

— Что происходит с зависимым словом в согласовании?

— Какие средства связи используются при согласовании?

— Какое грамматическое значение выражено в словосочетании при связи согласование?

 

 

Интерактивный прием «Зигзаг».

 

 

 

Слайд 13.

Самостоятельная работа с контрольным заданием.

 

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1) §10, Упр. 76.1 (1 часть)

Античный, классический (мифология, языки); врожденный, прирожденный (ум, талант); гостеприимный, радушный, хлебосольный (прием, хозяин, человек); губительный, пагубный (влияние, действие).

2) Составьте высказывание, используя словосочетания, приведенные в контрольном задании.

Самостоятельная запись

Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Выбор смайлика из предложенных вариантов

Слайд 7 (гиперссылка).

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

 

 

Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 3.          Виды синтаксической связи слов в словосочетании: управление     

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Формы и методы

Ожидаемый результат

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

Слайд 14.

Фронтальная. Беседа

Учащиеся готовы к работе

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Вот здесь согласование,

А рядом управление,

Чуть дальше примыкание-

Всё это есть у нас!

 

Но как же называется

Такое сочетание,

Когда в нём одинаковы

Число, падеж и род?

Ответ: согласование!

Но если в сочетании

Задашь от слова главного

Ты косвенный вопрос?

И нет другого мнения,

Что это управление!

 

Определите тему урока. Какова будет цель нашей работы на этом уроке?

Фронтальная.

Беседа

Слайд 16

Целевые установки урока и план работы понятны учащимся

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

Выявить пробелы в знаниях уч-ся и

устранить обнаруженные пробелы   

 

Какие виды связи слов в словосочетание вы знаете?

Чтение домашних текстов. Проверка упражнения

Фронтальная

 Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице

Активное слушание.

Слайд 11 (гиперссылка)

 

Учащиеся отчитываются о выполнении д\з

 

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала,

дать понятие о специфике связи управление

 

— Что происходит с зависимым словом в управлении?

— Какие средства связи используются при управлении?

— Какое грамматическое значение выражено в словосочетании при связи управление?

 

Докажем, что слова в данных словосочетаниях соединены связью управление.

Вспахивать поле, пойти в лес, учиться в школе, товарищ по школе, встретить вас.

 

Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице

Аналитическое вычитывание таблицы.

Активное слушание. метод коллективного обучения

Слайд 16

Учащиеся знают основные признаки управления

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Формировать навык грамотного построения словосочетаний со связью управление. Вести работу по предупреждению ошибок в управлении.

Упр. 76.1 (часть 2) постройте словосочетания со связью управление.

Выдвинуть, высказать (гипотеза, догадка); исправить, устранить (недостатки, ошибки); найти, обрести (опора, поддержка); наложить, оставить (отпечаток, след); обнаружить, открыть (закон, закономерность); доказать, обосновать (теорема, теория); предвещать, предсказать (поражение, успех); расширить, увеличить (возможности, потенциал).

 

Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что от чего?) звуки от букв.

Задание 1. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления. Укажите падеж существительного.

1. Уверенность (свои силы) — вера (победа). 2. Отзыв (книга) — рецензия (книга). 3.Обрадоваться (победа) — обрадован (победа). 4. Рассердиться (неуместная шутка) — рассержен (глупая выходка). 5. Удивляться (исключительные способности) — удивлён (исключительные способности). 6. Обращать внимание (недостатки) — уделять внимание (каждый клиент). 7. Предостеречь (опасность) — предупредить (опасность). 8. Превосходство (противник) — превосходить (противник). 9. Препятствовать (развитие) — тормозить (развитие). 10. Различать (плохое и хорошее) — отличать (плохое и хорошее). 11. Восхищаться (его смелость) — преклоняться (его смелость). 12. Усваивать (язык) — овладевать (профессия). 13. Опираться (помощь) — базироваться (результаты). 14. Платить (проезд) — оплачивать (проезд). 15. Преисполнен (решимость) — проникнут (отвага). 16. Свойственно (этот человек) — характерно (этот человек).

Выполнение задания «по цепочке»

 

 

 

 

Работа с материалом на карточках  в парах постоянного состава, работа с консультантами.

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

Слайд 17.

 

 

 

 

Учащиеся знают особенности связи управление, умеют составлять словосочетания со связью управление, знают нормы предложного управления

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

Установить причины выявленных недостатков

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

 

Какие способы подчинительной связи вы знаете? В  чем особенности связи управление?

Самостоятельная работа с заданием.

 

Слайд 18.

 

Опрос  «Зигзаг»

 

Учащиеся знают особенности управления, умеют предобразовывать словосочетания по схеме: согласование – управление, управление –согласование.

Учащиеся умеют самостоятельно оценивать свою работу, корректировать и конкретизировать ответы

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задание 3

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.

3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

Самостоятельная запись. (Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданием)

Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения

 

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Выбор смайлика из предложенных вариантов

 

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

 

Слайд 7 (гиперссылка).

 

Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 4.          Виды синтаксической связи слов в словосочетании: примыкание

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Формы и методы

Ожидаемый результат

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

 

Слайд 19.

Фронтальная. Беседа

Учащиеся готовы к работе

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

 

Слайд 20.

Фронтальная. Беседа

Целевые установки урока и план работы понятны учащимся

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и

определить причины их возникновения

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы   

— Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?

— Что мы называем словосочетанием?

— Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.

— Какие способы подчинительной связи вы знаете?

Фронтальная.

Опрос.

Проверка д/з у доски. Самопроверка и коррекция

Слайд 10 (гиперссылка)

 

Учащиеся знают изучаемый материал, умеют корректировать свою работу

 

4 этап: Первичное усвоение материала

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала,

дополнить понятие о способе связи примыкание

 

 

Слайд  21

Активное слушание. Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице

Аналитическое вычитывание таблицы.

 

Учащиеся знают основные признаки примыкания.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Сформировать навык отличения связи примыкание от других способов связи слов в словосочетание

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку. Определите способ связи слов с словосочетаниях, аргументируйте свой ответ, исходя из того, к какой части речи относится зависимое слово.

Быстро решать, уехал учиться,  говорить тихо,   стал умнее, хотел есть, писал не думая, брюки галифе,  меняемся не глядя.

В чем особенность словосочетаний «брюки галифе» и «стал умнее»?

 

 

Работа у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 22.

Работа в парах постоянного состава. Проверка консультантами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 23

Самостоятельная работа. Выборочная проверка. Комментарий

 

 

 

 

 

Учащиеся отличают словосочетания со связью примыкание от других типов связи слов в словосочетание,  умеют конструировать словосочетания со связью примыкание, создают высказывание с использованием словосочетаний со связью примыкание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

Установить причины выявленных недостатков

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

 

Упр. 80. Расскажите о словосочетании, используя материал таблицы.

Слайд 24. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Опрос эксперта»

 

Учащиеся знают особенности примыкания, умеют преобразовывать словосочетания со связью примыкание

 

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выучить порядок синтаксического разбора словосочетания.

Упр. 72. Спишите словосочетания, определите вид подчинительной связи

 

Самостоятельная запись

Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения

 

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Выбор смайлика из предложенных вариантов

 

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

Слайд 7 (гиперссылка)

 

Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 5.          Повторение изученного о словосочетании

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Формы и методы

Ожидаемый результат

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

 

Фронтальная. Беседа

Учащиеся готовы к работе

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Слайд 25.

Фронтальная. Беседа

Целевые установки урока и план работы понятны учащимся

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з.

Выявить пробелы в знаниях уч-ся устранить в ходе проверки

— Что такое словосочетание?

— Как определить главное слово в словосочетании?

— Что такое именное словосочетание?

— Что такое глагольное словосочетание?

— Что такое согласование?

— Что такое управление?

— Что такое примыкание?

 

 

Фронтальная.

Опрос.

 

Учащиеся знают основные сведения о словосочетании как единице синтаксиса, знают порядок морфологического разбора словосочетания

4этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Упр. 72. Спишите словосочетания, определите вид подчинительной связи

По темному небу, спуститься в шахту, внимательно рассмотреть, встречать приезжающих, командовать дивизией, способность утешать, произносительная норма, стиль речи, желание путешествовать.

 

— Каков порядок выполнения синтаксического разбора словосочетания?

 

 

Комментированная запись

 

 

 

Слайд 26

Фронтальная работа. Опрос.

 

 

 

Комментированное выполнение задания у доски

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 27. Самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся умеют определять способ связи слов в словосочетании,  умеют выполнять синтаксический разбор словосочетания

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

 

Стихи о словосочетании

 

Для умных, любознательных,

Прилежных и старательных,

И даже тех, кто ленится,

Сегодня наш урок!

 

Нужны всем людям знания

О словосочетании,

О чём так любо-дорого

Нам здесь поговорить!

 

Достойны изучения

Слов наших сочетания

Со связью подчинительной —

Любое выбирай!

 

Глагольные, наречные,

Есть именные — всякие!

Краса и гордость русского

Родного языка!

 

Читайте, изучайте их

Усердно и старательно.

Они ведь пригодятся нам

Сегодня и всегда!

 

Простые и понятные,

Смешные и занятные,                       

Полезные и нужные

Тебе, и мне, и  всем!

 

Вот здесь согласование,

А рядом управление,

Чуть дальше примыкание-

Всё это есть у нас!

 

Но как же называется

Такое сочетание,

Когда в нём одинаковы

Число, падеж и род?

 

Ответ: согласование!

Но если в сочетании

Задашь от слова главного

Ты косвенный вопрос?

 

И нет другого мнения,

Что это управление!

Осталось примыкание.

Как нам  узнать его?

 

В нём есть деепричастие,

Глагол или наречие.

По смыслу к слову главному

Примкнут легко они.

 

Примкнут и успокоятся,

Они ведь в подчинении.

Но главное запомните

И раз, и навсегда.

 

Приложишь ты старание,

Проявишь ты терпение,

И пользу от учения

Получишь точно ты!

 

За труд получишь знания,

А дальше — испытание,

Серьёзное и трудное

С названием ЦТ.

 

И пусть на размышление

О пользе обучения

Наводят всех, кто учится,

И сказка, и стихи!

 

Итак, проверим знания                                                                                  

О словосочетании.

Оценку за старание

Пора вам получать!

                                     В.А.Дрягин

ТЕСТ

1. В каком ряду все сочетания слов являются словосочетаниями?

1) в новом доме, в лесу и в поле, в какую-то сторону;

2) добрый день, поехал в город, не опуская головы;

3) первый снег, посадил дед репку, все общество;

4) через поле, веселый ребенок, ушел на работу;

5) бить баклуши, мама с Лизой, жить весело.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) звонкий голос, собачьей шерсти, случайно взяв;

2) золотое сердце, всей улицы, улыбающегося лица;

3) влетел в окно, мамины очки, ее книга.

3. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) сижу у калитки, веселый день, этот номер;

2) чем-то пахнет, тянется к красоте, в этот момент;

3) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

4 . Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

5. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

6. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

7. выпишите из предложения все словосочетания и выполните их синтаксический разбор.

Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с тестом (на листах) на контрольных листах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся умеют работать самостоятельно; выполняют тест, демонстрируя свои знания в рамках изученной темы.

 

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Подготовить сообщение о предложении как единице синтаксиса.

Самостоятельная запись

Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения

 

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

 

Синквейн

Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью, творчески осмысливать собственный результат