Раздел |
Блок уроков по теме «Словосочетание» |
||||||||||
Тема урока |
1. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания 2. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование 3. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: управление 4. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: примыкание 5. Повторение изученного о словосочетании |
||||||||||
Цели и задачи |
Повторить и углубить сведения о словосочетании, полученные школьниками в предыдущие годы обучения; формировать навык вычленения словосочетания из предложения, определения способов связи слов в словосочетаниях, определения грамматического значения словосочетания, учить составлять схемы словосочетаний; учить конструировать словосочетания, подбирать синонимические словосочетания и использовать их как средство выразительности речи, обогащая ее |
||||||||||
Термины и понятия |
Синтаксис, предложение, словосочетание, виды подчинительной связи слов в словосочетании |
||||||||||
Планируемый результат |
Личностные умения |
Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи |
|||||||||
Межпредметные умения |
Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
||||||||||
Предметные умения |
Знать признаки самостоятельных частей речи, уметь выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи, верно решать орфографические задачи |
||||||||||
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи |
Русская культура, история
|
|||||||||
Ресурсы (оборудование) |
Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты Демонстрационные: иллюстрации Интегративные: презентация PowerPoint |
||||||||||
Формы и методы работы |
Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон» |
||||||||||
Урок 1. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания |
|||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
|||||||||||
Задачи |
Учебное задание |
Формы и методы |
Ожидаемый результат |
||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу |
Взаимное приветствие. Определение отсутствующих |
Фронтальная. Беседа |
Учащиеся готовы к работе |
||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация |
|||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему |
|
Фронтальная. Чтение учителем стихотворения. Слайд. 1. Слайд 2 |
Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
||||||||
3 этап: Актуализация |
|||||||||||
Установить правильность, полноту знаний учащихся о разделах языкознания, с которыми учащиеся уже знакомы. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
Все знают, что наука о языке называется языкознанием. Давайте вспомним, какие разделы этой науки изучались в предыдущих классах и что они собой представляют. — Какие разделы языкознания вы уже знаете? — Что изучает раздел науки синтаксис? |
Фронтальная.
Демонстрация слайда (таблицы) «Основные разделы науки о языке» Слайд 3. Акцентарный анализ таблицы
Постановка вопросов.
|
Учащиеся знают основные разделы языкознания, знают, что предстоит им изучать в разделе «Синтаксис» в 8 классе. |
||||||||
4 этап: Первичное усвоение материала |
|||||||||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала; углубить знания учащихся о словосочетании, актуализировать навык вычленения словосочетания из предложения, навык разграничения словосочетания и сочетания слов, не являющихся словосочетанием; познакомить учащихся с грамматическим значением словосочетания, познакомить с неделимыми словосочетаниями |
— Что такое словосочетание? — Что общего у словосочетания и слова, чем они отличаются? — Сравните словосочетание и предложение. — Как определить главное и зависимое слово в словосочетании? — Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
Задание 1. Выпишите только словосочетания. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес на поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
— Можно ли отнести такие сочетания слов как «Черное море», «впасть в отчаяние», «бить челом» к словосочетаниям?
Самостоятельная групповая работа с учебником § 9. — При помощи чего выражается грамматическая связь слов в словосочетании? — На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова? — Какое из слов в словосочетании (главное или зависимое) несет на себе основную смысловую нагрузку? — Какие словосочетания являются несвободными? В чем их особенность?
|
Метод коллективного обучения. Работа с определением вводимых понятий. Постановка вопросов. Работа с карточками. Самостоятельная работа с материалом учебника.
|
Учащиеся знают, что такое словосочетание, какие сочетания слов не являются словосочетанием; знают как выражается грамматическая связь слов в словосочетании и основные грамматические значения словосочетания, отличают синтаксически несвободные словосочетания. |
||||||||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
|||||||||||
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Сформировать навык вычленения словосочетаний из текста, правильной постановки вопроса от главного слова к зависимому, определения грамматического значения словосочетания, навык отличения синтаксически несвободных словосочетаний.
|
Задание 2. Прочитайте текст. — О чем этот текст? Какова его стилевая принадлежность? Определите тип речи данного текста. Назовите те словосочетания, которые позволяют «увидеть» грозу. Выпишите из текста словосочетания, распределив их по следующим группам: а) словосочетания, при помощи которых автор «рисует» молнии, б) словосочетания, при помощи которых автор передает развитие грозы. Определите главное и зависмое слова в выписанных словосочетаниях; поставьте вопрос от главного к зависимому слову; укажите, чем выражено главное слово в словосочетаниях. Сравните свои выводы с таблицей.
— Одинаковое ли строение имеют словосочетания в каждой из колонок таблицы? Определите грамматическое значение словосочетаний. (предмет и его признак; действие и его признак; действие и предмет, с которым оно связано) Общее или различное грамматическое значение у этих словосочетаний?
Упр. 66. 1. Спишите словосочетания. В скобках укажите их грамматическое значение. Гордиться успехами, безмерно счастливый, гулять по вечерам, девочка из города, стоять выпрямившись, десятый километр, костюм из шерсти, очень громкий, бант в горошек, взимать плату, пересадить осенью.
Упр. 68. 1. Прочитайте. Найдите несвободные словосочетания. Определите, какими членами предложения они являются. |
Работа с опорным текстом. Слайд 4.
Анализ текста через постановку многофункциональных вопросов.
Представление изучаемого материала в сравнительно-классификационной таблице Слайд 5.
Самостоятельная работа с учебником. Проверка работ консультантами.
Устная работа в парах |
Учащиеся умеют вычленять словосочетаний из текста, правильно ставить вопрос от главного слова к зависимому, определяют грамматическое значение словосочетания |
||||||||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
|||||||||||
Выявить недостатки в знаниях уч-ся Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы |
— Что такое словосочетание? — Что общего у словосочетания и слова, чем они отличаются? — Сравните словосочетание и предложение. — Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры. — Как определить главное и зависимое слово в словосочетании? — Какие словосочетания называются несвободными? — Как выражается грамматическая связь слов в словосочетании?
|
Интерактивная беседа «Микрофон»
Самостоятельная работа Слайд 6 |
Учащиеся |
||||||||
7 этап: Домашнее задание |
|||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
§ 9. Выписать из стихотворений примеры словосочетаний с различными видами грамматического значения.
|
Самостоятельная запись |
Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения
|
||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
|||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся |
Выбор смайлика из предложенных вариантов
|
Индивидуальная работа «Рисунок по шаблону» Слайд 7.
|
Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью |
||||||||
Урок 2. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование |
|||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
|||||||||||
Задачи |
Учебное задание |
Формы и методы |
Ожидаемый результат |
||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу |
Слайд 8 Фронтальная. Беседа |
Учащиеся готовы к работе |
|||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация |
|||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему |
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Г. Ф. |
Слайд 9 Фронтальная. Беседа |
Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
||||||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
|||||||||||
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Выявить пробелы в знаниях уч-ся. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
— Что называется словосочетанием? — Расскажите о строении словосочетаний? — Каковы основные признаки словосочетаний? — На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам? — Что показывает схема словосочетаний?
Выборочная проверка выписанных учащимися словосочетаний
|
Опрос
Выборочная проверка (работа у доски) |
Учащиеся отчитываются о выполнении д\з |
||||||||
4 этап: Первичное усвоение материала |
|||||||||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала, углубить понятие о типах словосочетаний и способах связи в словосочетаниях; сформировать представления об особенностях согласования как способе подчинительной связи слов в словосочетании. |
Рассмотрите таблицу
Сравните записи в таблице с данными §10 учебника. Сделайте вывод о согласовании как способе связи слов в словосочетании. ЗАПОМНИТЕ: 1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову! 2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено! |
Представление учителем изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Активное слушание. Слайд 10, 11
Самостоятельная работа с учебником
|
Учащиеся понимают отличие согласования от других способов подчинительной связи слов в словосочетании |
||||||||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
|||||||||||
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала Сформировать навык определения типа связи согласование, формировать навык грамотного построения словосочетаний со связью согласование; расширить словарный запас учащихся. Развивать навык работы в группах переменного состава, формировать чувство взаимной ответственности за выполненную работу в группе. |
Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку, найдите главные и зависимые слова, укажите, какими частями речи они выражены. Запишите эти же словосочетания в Д. и Р. падежах. Синее небо, мой портфель, летящая птица, пятый этаж, этого дня, первая книга, хорошая мысль.
— Какой частью речи выражены главное и зависимое слова в данных словосочетаниях? Сделайте вывод о том, какими частями речи могут быть выражены главное и зависимое слова в словосочетаниях, связанных способом согласование.
Задание 2. Послушайте текст: Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. (По И. Постниковой) — Какова основная мысль этого высказывания? Выпишите из текста словосочетания со связью согласование. Какие из этих словосочетаний не соответствуют реальности? Как смысл этого текста связан с эпиграфом к нашему уроку?
Задание 3. Составьте возможные словосочетания из приводимых ниже однокоренных прилагательных и заключенных в скобки существительных. Как называются слова в представленных парах? Объясните значение составленных вами словосочетаний. Группа 1. Героический — геройский (борьба, время, поступок, поход, усилия, эпоха). Тактический — тактичный (человек, задача, поступок, разногласия, совет, учения). Группа 2. Гигиенический — гигиеничный (костюм, меры, нормы, обстановка, требования). Дипломатический — дипломатичный (миссия, неприкосновенность, отказ, поступок, представительство, этикет). Группа 3. Логический — логичный (вопрос, вывод, мышление, ответ, поступок, связь). Практический — практичный (занятия, значение, работы, ткань, цель). |
Метод «Конструирование картины». Самостоятельная работа. Выборочная проверка (комментарий)
Фронтальная работа. Генетический метод обучения
Слайд 9 (гиперссылка)
Слайд 12. Работа в группах переменного состава с заданием на карточках. Комментированный ответ представителей групп. |
Учащиеся умеют анализировать словосочетания; доказывать, что слова в словосочетании связаны подчинительной связью согласование; умеют правильно конструировать словосочетания со связью согласование. Учащиеся умеют работать в группах переменного состава, умеют представлять полученный результат |
||||||||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
|||||||||||
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Установить причины выявленных недостатков Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы. |
Расскажите о согласовании, как виде связи слов в словосочетании, задавая вопросы друг другу. — Что происходит с зависимым словом в согласовании? — Какие средства связи используются при согласовании? — Какое грамматическое значение выражено в словосочетании при связи согласование?
|
Интерактивный прием «Зигзаг».
Слайд 13. Самостоятельная работа с контрольным заданием. |
|
||||||||
7 этап: Домашнее задание |
|||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
1) §10, Упр. 76.1 (1 часть) Античный, классический (мифология, языки); врожденный, прирожденный (ум, талант); гостеприимный, радушный, хлебосольный (прием, хозяин, человек); губительный, пагубный (влияние, действие). 2) Составьте высказывание, используя словосочетания, приведенные в контрольном задании. |
Самостоятельная запись |
Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения |
||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
|||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся |
Выбор смайлика из предложенных вариантов
|
Слайд 7 (гиперссылка). Индивидуальная «Рисунок по шаблону»
|
Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью
|
||||||||
Урок 3. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: управление |
|||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
|||||||||||
Задачи |
Учебное задание |
Формы и методы |
Ожидаемый результат |
||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу |
Слайд 14. Фронтальная. Беседа |
Учащиеся готовы к работе |
|||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация |
|||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему |
Вот здесь согласование, А рядом управление, Чуть дальше примыкание- Всё это есть у нас!
Но как же называется Такое сочетание, Когда в нём одинаковы Число, падеж и род? Ответ: согласование! Но если в сочетании Задашь от слова главного Ты косвенный вопрос? И нет другого мнения, Что это управление!
Определите тему урока. Какова будет цель нашей работы на этом уроке? |
Фронтальная. Беседа Слайд 16 |
Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
||||||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
|||||||||||
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Выявить пробелы в знаниях уч-ся и устранить обнаруженные пробелы |
Какие виды связи слов в словосочетание вы знаете? Чтение домашних текстов. Проверка упражнения
|
Фронтальная Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Активное слушание. Слайд 11 (гиперссылка)
|
Учащиеся отчитываются о выполнении д\з
|
||||||||
4 этап: Первичное усвоение материала |
|||||||||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала, дать понятие о специфике связи управление
|
— Что происходит с зависимым словом в управлении? — Какие средства связи используются при управлении? — Какое грамматическое значение выражено в словосочетании при связи управление?
Докажем, что слова в данных словосочетаниях соединены связью управление. Вспахивать поле, пойти в лес, учиться в школе, товарищ по школе, встретить вас.
|
Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Аналитическое вычитывание таблицы. Активное слушание. метод коллективного обучения Слайд 16 |
Учащиеся знают основные признаки управления |
||||||||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
|||||||||||
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Формировать навык грамотного построения словосочетаний со связью управление. Вести работу по предупреждению ошибок в управлении. |
Упр. 76.1 (часть 2) постройте словосочетания со связью управление. Выдвинуть, высказать (гипотеза, догадка); исправить, устранить (недостатки, ошибки); найти, обрести (опора, поддержка); наложить, оставить (отпечаток, след); обнаружить, открыть (закон, закономерность); доказать, обосновать (теорема, теория); предвещать, предсказать (поражение, успех); расширить, увеличить (возможности, потенциал).
Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что от чего?) звуки от букв. Задание 1. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления. Укажите падеж существительного. 1. Уверенность (свои силы) — вера (победа). 2. Отзыв (книга) — рецензия (книга). 3.Обрадоваться (победа) — обрадован (победа). 4. Рассердиться (неуместная шутка) — рассержен (глупая выходка). 5. Удивляться (исключительные способности) — удивлён (исключительные способности). 6. Обращать внимание (недостатки) — уделять внимание (каждый клиент). 7. Предостеречь (опасность) — предупредить (опасность). 8. Превосходство (противник) — превосходить (противник). 9. Препятствовать (развитие) — тормозить (развитие). 10. Различать (плохое и хорошее) — отличать (плохое и хорошее). 11. Восхищаться (его смелость) — преклоняться (его смелость). 12. Усваивать (язык) — овладевать (профессия). 13. Опираться (помощь) — базироваться (результаты). 14. Платить (проезд) — оплачивать (проезд). 15. Преисполнен (решимость) — проникнут (отвага). 16. Свойственно (этот человек) — характерно (этот человек).
|
Выполнение задания «по цепочке»
Работа с материалом на карточках в парах постоянного состава, работа с консультантами.
Взаимопроверка. Слайд 17.
|
Учащиеся знают особенности связи управление, умеют составлять словосочетания со связью управление, знают нормы предложного управления |
||||||||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
|||||||||||
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Установить причины выявленных недостатков Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы |
Какие способы подчинительной связи вы знаете? В чем особенности связи управление? |
Самостоятельная работа с заданием.
Слайд 18.
Опрос «Зигзаг»
|
Учащиеся знают особенности управления, умеют предобразовывать словосочетания по схеме: согласование – управление, управление –согласование. Учащиеся умеют самостоятельно оценивать свою работу, корректировать и конкретизировать ответы |
||||||||
7 этап: Домашнее задание |
|||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Задание 3 1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания. Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой. 2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики. 3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка. |
Самостоятельная запись. (Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданием) |
Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения
|
||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
|||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся |
Выбор смайлика из предложенных вариантов
|
Индивидуальная «Рисунок по шаблону»
Слайд 7 (гиперссылка). |
Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью
|
||||||||
Урок 4. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: примыкание |
|||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
|||||||||||
Задачи |
Учебное задание |
Формы и методы |
Ожидаемый результат |
||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу |
Слайд 19. Фронтальная. Беседа |
Учащиеся готовы к работе |
|||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация |
|||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему |
Слайд 20. Фронтальная. Беседа |
Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
|||||||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
|||||||||||
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
— Какой раздел науки о языке изучает словосочетание? — Что мы называем словосочетанием? — Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры. — Какие способы подчинительной связи вы знаете?
|
Фронтальная. Опрос. Проверка д/з у доски. Самопроверка и коррекция Слайд 10 (гиперссылка)
|
Учащиеся знают изучаемый материал, умеют корректировать свою работу
|
||||||||
4 этап: Первичное усвоение материала |
|
||||||||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала, дополнить понятие о способе связи примыкание |
|
Слайд 21 Активное слушание. Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Аналитическое вычитывание таблицы.
|
Учащиеся знают основные признаки примыкания. |
||||||||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
|||||||||||
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала Сформировать навык отличения связи примыкание от других способов связи слов в словосочетание |
Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку. Определите способ связи слов с словосочетаниях, аргументируйте свой ответ, исходя из того, к какой части речи относится зависимое слово. Быстро решать, уехал учиться, говорить тихо, стал умнее, хотел есть, писал не думая, брюки галифе, меняемся не глядя. В чем особенность словосочетаний «брюки галифе» и «стал умнее»?
|
Работа у доски.
Слайд 22. Работа в парах постоянного состава. Проверка консультантами.
Слайд 23 Самостоятельная работа. Выборочная проверка. Комментарий
|
Учащиеся отличают словосочетания со связью примыкание от других типов связи слов в словосочетание, умеют конструировать словосочетания со связью примыкание, создают высказывание с использованием словосочетаний со связью примыкание.
|
||||||||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
|||||||||||
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Установить причины выявленных недостатков Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы |
Упр. 80. Расскажите о словосочетании, используя материал таблицы. |
Слайд 24. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
«Опрос эксперта»
|
Учащиеся знают особенности примыкания, умеют преобразовывать словосочетания со связью примыкание
|
||||||||
7 этап: Домашнее задание |
|||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Выучить порядок синтаксического разбора словосочетания. Упр. 72. Спишите словосочетания, определите вид подчинительной связи
|
Самостоятельная запись |
Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения
|
||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
|||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся |
Выбор смайлика из предложенных вариантов
|
Индивидуальная «Рисунок по шаблону» Слайд 7 (гиперссылка) |
Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью
|
||||||||
Урок 5. Повторение изученного о словосочетании |
|||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
|||||||||||
Задачи |
Учебное задание |
Формы и методы |
Ожидаемый результат |
||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу |
|
Фронтальная. Беседа |
Учащиеся готовы к работе |
||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация |
|||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему |
Слайд 25. Фронтальная. Беседа |
Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
|||||||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
|||||||||||
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з. Выявить пробелы в знаниях уч-ся устранить в ходе проверки |
— Что такое словосочетание? — Как определить главное слово в словосочетании? — Что такое именное словосочетание? — Что такое глагольное словосочетание? — Что такое согласование? — Что такое управление? — Что такое примыкание?
|
Фронтальная. Опрос.
|
Учащиеся знают основные сведения о словосочетании как единице синтаксиса, знают порядок морфологического разбора словосочетания |
||||||||
4этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
|||||||||||
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала |
Упр. 72. Спишите словосочетания, определите вид подчинительной связи По темному небу, спуститься в шахту, внимательно рассмотреть, встречать приезжающих, командовать дивизией, способность утешать, произносительная норма, стиль речи, желание путешествовать.
— Каков порядок выполнения синтаксического разбора словосочетания?
|
Комментированная запись
Слайд 26 Фронтальная работа. Опрос.
Комментированное выполнение задания у доски
Слайд 27. Самопроверка
|
Учащиеся умеют определять способ связи слов в словосочетании, умеют выполнять синтаксический разбор словосочетания |
||||||||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
|||||||||||
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
|
Стихи о словосочетании
Для умных, любознательных, Прилежных и старательных, И даже тех, кто ленится, Сегодня наш урок!
Нужны всем людям знания О словосочетании, О чём так любо-дорого Нам здесь поговорить!
Достойны изучения Слов наших сочетания Со связью подчинительной — Любое выбирай!
Глагольные, наречные, Есть именные — всякие! Краса и гордость русского Родного языка!
Читайте, изучайте их Усердно и старательно. Они ведь пригодятся нам Сегодня и всегда!
Простые и понятные, Смешные и занятные, Полезные и нужные Тебе, и мне, и всем!
Вот здесь согласование, А рядом управление, Чуть дальше примыкание- Всё это есть у нас!
Но как же называется Такое сочетание, Когда в нём одинаковы Число, падеж и род?
Ответ: согласование! Но если в сочетании Задашь от слова главного Ты косвенный вопрос?
И нет другого мнения, Что это управление! Осталось примыкание. Как нам узнать его?
В нём есть деепричастие, Глагол или наречие. По смыслу к слову главному Примкнут легко они.
Примкнут и успокоятся, Они ведь в подчинении. Но главное запомните И раз, и навсегда.
Приложишь ты старание, Проявишь ты терпение, И пользу от учения Получишь точно ты!
За труд получишь знания, А дальше — испытание, Серьёзное и трудное С названием ЦТ.
И пусть на размышление О пользе обучения Наводят всех, кто учится, И сказка, и стихи!
Итак, проверим знания О словосочетании. Оценку за старание Пора вам получать! В.А.Дрягин ТЕСТ 1. В каком ряду все сочетания слов являются словосочетаниями? 1) в новом доме, в лесу и в поле, в какую-то сторону; 2) добрый день, поехал в город, не опуская головы; 3) первый снег, посадил дед репку, все общество; 4) через поле, веселый ребенок, ушел на работу; 5) бить баклуши, мама с Лизой, жить весело. 2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) звонкий голос, собачьей шерсти, случайно взяв; 2) золотое сердце, всей улицы, улыбающегося лица; 3) влетел в окно, мамины очки, ее книга. 3. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) сижу у калитки, веселый день, этот номер; 2) чем-то пахнет, тянется к красоте, в этот момент; 3) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку. 4 . Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. 5. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли. 6. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий. 7. выпишите из предложения все словосочетания и выполните их синтаксический разбор. Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой) |
Самостоятельная работа с тестом (на листах) на контрольных листах |
Учащиеся умеют работать самостоятельно; выполняют тест, демонстрируя свои знания в рамках изученной темы.
|
||||||||
7 этап: Домашнее задание |
|||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Подготовить сообщение о предложении как единице синтаксиса. |
Самостоятельная запись |
Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения
|
||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
|||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся |
Синквейн |
Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью, творчески осмысливать собственный результат
|
|||||||||