Модернизация российского образования предполагает формирование у учащихся прочных знаний, умение ориентироваться в информационном пространстве, заниматься самообразованием. На современном этапе развития общества актуальным является использование в системе образования информационно-коммуникационных технологий.
Значение физики, как предмета и как науки в целом, очень велико. Поэтому изучение школьного курса физики требует включения в содержание программы такого материала и такого способа его изложения, которые позволили бы сформировать физическое мировоззрение, развить интеллект учащихся, их коммуникативную, социальную, предметную, исследовательскую, информационную компетенции. Эти приоритеты ориентировали меня на выбор темы по самообразованию
« Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ»
При реализации этой темы преследуются следующие цели и задачи:
– Стимулировать познавательный интерес учащихся на основе обновления содержательной стороны предмета, индивидуализации процесса обучения и развития самостоятельной деятельности школьников.
Применение ИКТ базируется на применении следующих принципов:
·наглядность;
·доступность;
·информативность;
·систематичность и последовательность.
Этапы реализации
1 этап –сбор информации, накопление материала, обучение навыкам работы с интерактивными ресурсами;
2 этап – внедрение и реализация приемов работы на основе комплекса информационных технологий;
3 этап – систематизация и обобщение накопленного опыта.
В процессе преподавания я использую следующие приемы и формы работы :
1. Разработка сценариев уроков с использованием электронных образовательных ресурсов для изучения и закрепления новых знаний, применения их на практике;
2. Создание тестовых заданий;
3. Выполнение лабораторных работ;
4. Проведение экспериментов;
5. Привлечение учащихся к поиску необходимой информации в Интернете;
6. Разработка ученических проектов.
1. Сценарии уроков создаются с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. Последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала. Использование презентации на уроке в сравнении с традиционным изложением материала высвобождает много времени, которое можно использовать для дополнительной отработки учебной информации, улучшает наглядность объясняемого материала, повышает интерес учащихся. Здесь необходимо отметить, что мультимедийное представление экспериментов и процессов не должно являться заменой реальных процессов, а использоваться как их дополнение.
Презентации хорошо использовать при объяснении нового материала, при его повторении , организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). На этапе контроля за ЗУН учащихся использую слайды, на которых созданы опорные конспекты по прошлым урокам.
Источниками используемых материалов являются CD – диски, Интернет, самостоятельно разработанные модели, анимации, рисунки.
2. Для контроля знаний, помимо слайд – презентации, используются разработанные мною, комплексы электронного тестирования. Для разработки электронных тестов, отвечающих всем требованиям Госстандарта по физике, применяю программы- оболочки или электронные таблицы .
Программа «Тестирование» представляет собой стандартное тестирование с элементами изображения и выполняет следующие действия:
– задает вопросы;
– дает варианты ответов (с указанием количества верных);
– подсчитывает результаты (количество правильных ответов и затраченное время);
– дает объективную оценку знаний учащихся с учетом времени, затраченного на ответ и количества ответов.
В программе учтена возможность одного и нескольких вариантов ответа. Кроме того, программа позволяет вводить вопросы и варианты ответов на любую тему, выбирать уровень сложности, а также возможность сообщения \ не сообщения правильного ответа.
Результаты тестирования выводятся как в индивидуальном (с указанием выбранных и правильных ответов на вопросы теста), так и в общем порядке (общий список с краткими результатами тестирования, который можно вывести на экран или доску в конце урока). Программа «Тестирование» («Тест») ориентирована на дифференцированное обучение и может быть использована не только процессе обучения учащихся , но и при подготовке их к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.
3. Для подготовки учащихся к выполнению лабораторных работ, использую специальные CD-диски с комплектами лабораторных работ для всех классов. С их помощью можно наглядно продемонстрировать процесс выполнения работы и облегчить учащимся процесс ее выполнения индивидуально или в группе.
4. Широко применяю компьютерные модели. : «(Открытая физика», «Живая физика»); компьютерные программы, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты , встречающиеся в задачах. Компьютерное моделирование позволяет учащимся наблюдать эксперименты и явления, обращать внимание на отдельные наиболее существенные детали, которые могут быть незамечены в реальных условиях.
5. Привлекаю учащихся к активному поиску нужной информации в Интернете;
Для повышения мотивации учащихся предлагаю им различные творческие задания:
ü написать доклад;
ü создать презентацию (элемент презентации) к уроку;
При анализе доклада слежу за тем, чтобы информация, полученная учащимися, была самостоятельно осмыслена и объем ее был оптимальным. Для публичного выступления с докладом даю им рекомендации по подготовке презентации.
Подготовка презентаций к уроку ( с помощью учителя) мотивирует учащихся к более глубокому изучению темы, ее осмыслению, тщательному отбору материала. Такая работа позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, т.к. ученик становится соавтором сценария урока. Я даю возможность каждому ребенку объяснить подготовленный им материал классу, т.е. побыть в роли учителя, что также повышает интерес учащихся к предмету и изучаемой теме.
7. Привлечение детей к проектной деятельности целесообразно применять на втором этапе применения ИКТ, потому что учащиеся уже обладают определенным навыком использования интерактивных моделей и экспериментов, поиска информации в сети Интернет, самостоятельного создания презентаций и слайдов.
По результатом проведенного мониторинга и сравнительного анализа качества знаний по физике, выявлено повышение уровня обученности учащихся при использовании ИКТ в урочной деятельности, что отражено на диаграмме.
Использование ИКТ в образовательном процессе существенно повышает мотивацию к учению, более глубокое и точное усвоение знаний учащихся, возможности их самостоятельного движения в изучаемой области.