Аккомпанемент как вид работы в младших клаасах ДШИ
АККОМПАНЕМЕНТ КАК ВИД РАБОТЫ
В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДШИ
По программе в младших классах ДШИ нет аккомпанемента. Нужно ли заниматься им в виде эксперимента? Ансамблевая игра развивает музыкальное мышление, помогает ребенку слышать произведение в целом. Немаловажную роль в занятиях музыкой играет умение фразировать – ведь это надо делать вместе с партнером.
Начинать заниматься аккомпанементом можно с легкого переложения Д. Перголези «Ну, зачем я не лужайка?». Аккомпанемент здесь простой, с ним справится ученик второго класса. Мелодия очень выразительная, характерна для музыки эпохи барокко, которая понятна ребенку. Разучивать это произведение старинной музыки можно с исполнением преподавателем вокальной партии, а затем уже с певцом.
Из своего опыта каждый преподаватель может подобрать для ученика такое произведение, которое поможет ему двигаться вперед. В переложении известного романса «Я встретил Вас» для 3-4кл. особого внимания требует скрупулезное соблюдение оттенков. Фактура аккомпанемента несложная, но повторяющиеся синкопы создают трудность звуковедения. Этот романс очень популярен и поэтому на слуху у всех, и ученик с интересом готовит его к классному часу.
Более сложный аккомпанемент в произведении М Глинки «Воет ветер в чистом поле». Его нужно давать ученикам 3-4кл., которые справляются с аккордовым изложением. Здесь сильные доли приходятся на басы, а аккорды – на слабые. Поэтому умение слышать общую фактуру – это уже трудность, которую нужно преодолеть. Произведение написано в миноре, очень выразительно, а вокальная партия может исполняться как солистом, так и ансамблем.
На практике полезно поручить вокальную партию духовым инструментам или скрипке, чтобы ученик усвоил это произведение в разных вариантах.
В старших классах аккомпанемент более сложный, но почва будет уже подготовлена, ведь ученик уже представляет себе цели и задачи, а также трудности работы над аккомпанементом.