ак можно добиться выразительности исполнения музыкального произведения?
КАК МОЖНО ДОБИТЬСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ?
Ни для кого не секрет, что музыкальное произведение, даже самое простое, должно исполняться выразительно. В первом классе дети знакомятся с основными средствами выразительности: динамическими оттенками, штрихами, фразировкой, темпами. Все они придают незамысловатой пьеске за младший класс музыкальной школы звучание, которое будет отличаться от игры другими учениками или преподавателя. Казалось бы, одни и те же ноты, но у разных исполнителей они звучат совершенно по-разному.
К основным средствам выразительности можно добавить педаль, артикуляцию, окраску звука. Со штрихами ребенок знакомится по мере освоения музыкального инструмента. К ним относятся: стаккато, легато, нон легато – с ними ученик начинает работать уже в первом классе. Есть и более сложные штрихи, например, портаменто, мортеллато, которые могут встречаться в более сложных произведениях в старших классах ДШИ. Они требуют более основательной подготовки учеников.
Фразировка является важнейшим элементом музыкальной фактуры – знакомство с ней начинается с первых легких попевок и развивается в дальнейшем. Речь человека состоит из предложений, и музыкальная речь состоит из фраз. Фразировка пронизывает все виды музыкального исполнительства: сольные, игру в ансамбле, состоящем из 2-3 человек, игру в оркестре и вокальное. Фразировка может обозначаться в тексте динамическими оттенками и цезурами, но выявлять ее исполнитель обязан, даже если эти знаки зрительно не присутствуют в нотном тексте.
Одновременно происходит знакомство с нюансами, которые являются неотъемлемой частью музыкального произведения. Само название «фортепиано» переводится как «громко-тихо». Есть и другие динамические оттенки: громче, тише, не очень громко, не очень тихо, очень громко, очень тихо.
К основным средствам выразительности можно добавить окраску звука, так называемое туше, которое можно отнести к высшим достижениям профессионального мастерства. Сложно говорить о туше с обычными учащимися ЩШИ, для которых разучивание нотного текста является главной задачей. Но для талантливых исполнителей это один из важнейших моментов работы. Именно поэтому игра разных исполнителей отличается не только трактовкой, но и окраской звука.
Педализация это наиболее сложный вид работы над выразительностью звучания сочинения. У детей может быть не полностью сформирована координация движений, а педализация требует этого и сложного слухового контроля. Движения ноги и рук по тексту в основном не синхронны, и такое исполнение требует определенных навыков и больших затрат времени по сравнению с остальными произведениями.