Адаптированная программа коррекции курса математики 5 класс.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №44»
Рассмотрена на ШМО
Протокол №___ от _________
___________________________
Председатель ШМО _________
УТВЕРЖДЕНО директором школ
Приказ от ___________
№_____/___
Адаптированная программа коррекции курса математики 5 класс
Разработана
учителем математики
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы основного общего образования средней школы №44.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
- Адаптированная образовательная программа основного общего образования средней школы №44.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 о внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Приказ Минобрнауки от 08.06.2015 года № 576 о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 31 марта 2014 г. №253
- Календарный учебный график на 2018/2019 учебный год. Приказ №01-02/203 от 31.08.2018)
- Учебный план средней школы № 44 на 2018/2019 учебный год. Приказ №01-02/203 от 31.08.2018)
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса математики класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих детей.
Темп изучения материала для детей с ЗПР должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося в классе, что достигается выделением в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось следующие темы (смотрите тематическое планирование) изучать ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.
Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Изучение математики для детей с ЗПР направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- развитие высших психических функций, умение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.
2. Общая характеристика учебного предмета
Математика – является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Владение математическими навыками, умение общаться, добиваться успеха в
процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Математика»
занимает особое место: позволяет формировать умения и навыки умственного
труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения.
Как средство познания действительности математика обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, математика
неразрывно связана со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Школьный курс математики направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-
коммуникативного, деятельностного подходов к обучению математики:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
- формирование интеллекта, личностных качеств, необходимых человеку для
полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли,
критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов
алгоритмической культуры, пространственных представлений. Способности к
преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
формирование понимания значимости математики для научно- технического прогресса.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа,
которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о
свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных
представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения
сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности
принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование
устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать
свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической
речи; коррекция диалогической речи.
Учебный предмет «Математика» в современной школе имеет
познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять выбор наиболееэффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Практические задачи:
- выполнять устно арифметические действия; округлять целые числа и
десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
- переходить от одной формы записи чисел к другой; переводить условия задачи
на математический язык; составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по
математике;
- формирование общеучебных умений
– работа с книгой, со справочной литературой.
Данная учебная программа предусматривает овладение знаниями в
объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуально – групповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
коррекционного курса.
Материал школьного курса математики по классам располагается
следующим образом: в V классе изучаются натуральные числа и шкалы,
сложение и вычитание натуральных чисел, умножение и деление натуральных
чисел, площади и объёмы, обыкновенные дроби, десятичные дроби,
инструменты для вычисления измерений, действия с обыкновенными дробями.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей
обучающихся.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в конце
года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их,
учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько
этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных
в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением
пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень
прочных знаний и умений.
Место учебного предмета «Математика» коррекционного курса в учебном плане.
5 класс 1 час в неделю – 34 ч
Результаты изучения предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
Личностные
результаты изучения математике. К ним относятся следующие убеждения и качества:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование способности к эмоциональному восприятию математических
объектов, задач, решений;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции ответственному поведению в современном обществе;
- понимание смысла поставленной задачи.
Метапредметные
результаты изучения математики в основной школе:
-выбирать средства достижения цели;
- составлять план решения проблемы;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
Планируемые результаты:
Рациональные числа:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- - выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в
зависимости от конкретной ситуации;
- - выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и
письменные приёмы вычислений.
Действительные числа:
- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
- развивать и углублять знания о десятичной записи рациональных чисел;
Измерения, приближения, оценки
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближенными значениями величин ;
- понимать, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются приближенными;
- понимать, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с
погрешность исходных данных;
Наглядная геометрия:
-распознавать на чертежах, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
3. Содержание учебного предмета
Название раздела | Содержание учебного раздела |
Натуральный ряд чисел и его свойства. | Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой[1]. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел. Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. |
Обыкновенные дроби. Среднее арифметическое чисел. | Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Среднее арифметическое двух чисел. |
Задачи на все арифметические действия . Задачи на движение, работу и покупки. Задачи на части, доли, проценты. . | Длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость . Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи. Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач. Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. |
Проценты | Решение несложных практических задач с процентами |
Введение в вероятность | Достоверные, невозможные и случайные события. Комбинаторные задачи. |
Десятичные дроби | Понятие о десятичной дроби. Сравнение десятичных дробей, все действия с десятичными дробями. |
3. Тематическое планирование с определение образовательных результатов (5 класс)
№ | Раздел, тема | Вид деятельности | ||
1 | Глава I. Натуральные числа | читать и записывать натуральные числа, выполнять арифметические действия. | ||
2 | Глава II. Обыкновенные дроби | читать и записывать обыкновенные дроби, изображать их на координатном луче, решать простейшие задачи с обыкновенными дробями; знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и уметь применять их на практике. | ||
3 | Глава III. Геометрические фигуры | Находить расстояние между двумя точками, применяя масштаб, строить серединный перпендикуляр к отрезку, решать геометрические задачи на свойство биссектрисы угла | ||
4 | Глава IV. Десятичные дроби | читать и записывать десятичных дробей, переводить величин в другие единицы измерения, пользоваться микрокалькулятором; находить среднее арифметического чисел, сравнивать десятичных дробей; умножать, делить, складывать и вычитать десятичные дроби, решать примеры на все арифметические действия, решения задач на проценты | ||
5 | Глава V. Геометрические тела | Иметь представление о прямоугольном параллелепипеде, о площади поверхности, об объеме; | ||
6 | Глава VI. Введение в вероятность | Иметь представление о достоверных, невозможных, случайных событиях; овладение умением составлять дерево возможных вариантов. |
Календарно-тематический план 5 класс
№ | Тема урока | дата |
1 | Позиционная запись натурального числа, разряды и классы. Ч чтение и запись натуральных чисел. | |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | |
3 | Умножение натуральных чисел. | |
4 | Деление натуральных чисел. | |
5 | Деление, компоненты деления, связь между ними. | |
6 | Деление уголком, проверка результата с помощью прикидки. | |
7 | Деление уголком. | |
8 | Доля, часть, дробное число, дробь. | |
9 | Правильные и неправильные дроби, смешанное число. | |
10 | Приведение дробей к общему знаменателю.. | |
11 | Сравнение обыкновенных дробей | |
12 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | |
13 | Умножение обыкновенных дробей. | |
14 | Деление обыкновенных дробей. | |
15 | Среднее арифметическое двух чисел. | |
16 | Десятичные дроби. Запись десятичных дробей, разряды. | |
17 | Сравнение десятичных дробей | |
18 | Сложение десятичных дробей. | |
19 | Вычитание десятичных дробей. | |
20 | Умножение десятичных дробей | |
21 | Деление десятичных дробей. | |
22 | Уравнения с десятичными дробями. | |
23 | Вычисления примеров с десятичными дробями. | |
24 | Понятие процента, запись процентов в десятичной дроби. | |
25 | Вычисление процентов от числа. | |
26 | Решения задач на проценты | |
27 | Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Решение несложных задач на движение. | |
28 | Зависимость между величинами: производительность, время, работа. Решение несложных задач на работу. | |
29 | Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость. Решение несложных задач на покупки. | |
30 | Достоверные, невозможные и случайные события. | |
31 | Комбинаторные задачи. | |
32 | Вычисления с обыкновенными дробями. | |
33 | Вычисления с десятичными дробями. | |
34 | Решение текстовых задач арифметическим способом |
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Примерная программа по математике основного общего образования
2. . Программа по математике И. И. Зубаревой, А. Г. Мордкович. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2011
3. ФГОС Рабочая программа Математика. 5-6 классы./ И. И. Зубаревой, Л.К. Борткевич -
М.: Мнемозина, 2014
4. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013
5. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцева. – М.: Мнемозина, 2013
6. Сборник задач и упражнений по математике, 5 класс: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. Г. Гамбарин, И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина, 2013
7. Дидактические материалы по математике: 5 класс: к учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича « Математика. 5 класс» / В. Н. Рудницкая – М.: Издательство «Экзамен», 2014
8. Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина, 2014
9. Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2013
10. И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, В. Г. Гамбарин. Электронное сопровождение к УМК «Математика. 5 класс». Диск для учителя. – М.: Мнемозина, 201 3
11. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль